Вторник, 15.07.2025, 09:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Дипломные, курсовые, контрольные работы и рефераты для студентов

Меню сайта
Статистика

Примеры работ

Главная » Примеры работ » Работы по социологии

Средства массовой информации как социальный институт
Содержание

Введение                                            3

1. Место СМИ в структуре общества                        4

2. Функции, выполняемые СМИ в обществе                    8

3. Виды и технология информационной деятельности            13

Заключение                                        16

Список литературы                                    18
 
Введение

Средство массовой информации или Средства манипуляции информацией(сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информацией c целью массовой коммуникации.
С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».
............................................................................................ общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.
    Цель работы: рассмотреть СМИ как социальный институт.
Задачи: изложить в работе: Место СМИ в обществе; функции СМИ; выполняемые СМИ в обществе; виды и технология информационной деятельности
 
1. Место СМИ в структуре общества

Основу для научного понимания места средств массовой информации в современном обществе положили работ трех известных американских специалистов – Альберта Фреда С., Шрима Уилбурга и Петерсона Теодора «Четыре теории прессы», опубликована в 1956 г. Многие положения этой работы сохранили свою актуальность до сих пор, повсеместным свидетельством чему является перевод работы на русский язык в 1998 г.
.................................................................................. часть общепартийного дела). Либералистская теория прессы исходит из обще либеральных принципов свободы человека, политического и идеологического плюрализма, независимости СМИ от диктата государства, тем более какой-либо из партий. Поскольку Россия уже в основном рассталась со своим коммунистическим прошлым и пусть медленно и тяжело, но постепенно расстается с авторитарными методами управления общественными делами, соответствующие модели прессы представляют в основном исторический интерес. Главное внимание сосредоточим на либералистской теории прессы и теории социальной ответственности с учетом того факта, что реальная практика деятельности СМИ даже в обществах с устоявшейся демократией далеко не всегда и не во всем соответствует теоретическим конструкциям, предложенным выше названными американскими специалистами или современными теоретиками СМИ.
Либерталистская модель, основанная на признании свободы воли, своим философским обоснованием восходит к трудам Милтона, Локка, Миля, философии рационализма и естественных прав человека. Согласно этой модели СМИ являются одним из важнейших средств контроля за деятельностью правительства, других институтов власти. Она служит обществу и удовлетворяет нужды граждан быть информированными относительно состояния общественных дел, их потребностям в отдыхе и развлечении, общественной коммуникации.
Теория социальной ответственности и соответствующая модель прессы возникла в США в середине прошлого века. Она исходит из того, что свобода прессы должна сочетаться с ее ответственностью перед обществом, задачами выражения общих интересов, интеграции общества, цивилизованного разрешения возникающих конфликтов, разъяснения гражданам общих целей и способствования формированию общих ценностей, представлению различных точек зрения, отражения мнений и позиций различных общественных групп. Важным положением теории социальной ответственности является тезис о разделении комментария, публикации (от имени автора, редакции) и факта, новости как таковой. За этим положением стоит понимание роли прессы не только (и, главное, не столько) как фактора, формирующего позицию граждан по жизненно важным общественным проблемам, сколько способствующего ее самостоятельному формированию аудиторией путем представления ей максимально полной и достоверной информации по соответствующей проблеме (проблемам).
............................................................требует для своего осмысления дополнительно информации: представления исторического контекста, взаимосвязи, события (явления) в политической сфере с экономической ситуацией в стране и т. д., и т. п.
Как альтернатива требованиям точности, объективности, обоснованности прецидиозной журналистики, выступают методы нового журнализма, кредо которого субъективизм, включение в содержание публикаций авторского мнения, отражение его личного отношения к проблеме его настроений и даже элементов художественного вымысла, что роднит журналистику с художественной литературой. По меткому высказыванию одного из патриархов отечественной журналистики репортер сообщает о произошедшем событии, журналист – что думают люди об этом событии, писатель, – что думает он о событии. Фактически новый журнализм во многом претендует на роль писателя в общественной жизни.
Названные теоретические конструкции в чистом, рафинированном виде, как и любые другие теоретические конструкции, в реальной журналистской практике не встречаются хотя бы уже потому, что средства массовой информации функционируют не в стерильной атмосфере, а реальном обществе со всеми его трудностями, особенностями, противоречиями и испытывают на себя воздействие других институтов общества, являются частью определенной системы общественных отношений.
Включенность СМИ в систему общественных отношений, дает представления схемы, предложенной известным российским специалистом в этой сфере Е. П. Прохоровым
 
2. Функции, выполняемые СМИ в обществе

В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень определений функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные, отчасти – разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ. В учебном пособии для факультетов журналистики «Средства массовой информации России» под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я. Н. Засурского, выделяются следующие функции СМИ:
– информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;
– аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);
– развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).
Особняком авторы ставят формирование повестки дня (adenda setting) – фокусирование внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны.
Другой, существенно отличающийся перечень функций предполагает Е. П. Прохоров в упомянутой выше работе. В качестве исходной он выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Он не считает эту функцию чисто «технической», вспомогательно обеспечивающей реализацию других функций. Хотя в этом качестве они и выступают действительно, объем ее «полномочий» шире.
Как замечает Е. П. Прохоров прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории.
Вторая наиболее важная группа функции, по мнению е. П. Прохорова носит непосредственно-организаторский характер – выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом. Таким образом, СМИ выполняют контрольные и регулятивные функции, оказывают воздействия (непосредственно или опосредованно, через формирование соответствующего общественного мнения) на деятельность социальных институтов и должностных лиц. Через этого рода деятельность в первую очередь и реализуется особый властный ресурс СМИ (СМИ как «четвертая власть»).
В числе наиболее значимых функций СМИ Е. П. Прохоровым называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия – начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории.
К идеологической функции примыкает культурно-образовательная – формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т. д.
На периферии системы функций находятся рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов аудитории) и рекреативная, о которой уже шла речь выше. Представление о развитии взглядов отечественных специалистов на природу функции СМИ дает В. В. Ворошилов в своей книге «Журналистика», начиная от И. Хмары (1969 г. ) до публикаций последних лет. Перечень и содержание функций в трактовке отдельных авторов отчасти совпадает, отчасти нет.
К примеру, И. Хмара называет следующие функции СМИ информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Шагом вперед стал анализ приоритетных функций СМИ через призму позиций различных участников коммуникативного процесса и социальных ролей журналистики, к которым относятся духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная, регулирую¬щая и производственно-экономическая.
Значимым представляется и функция СМИ применительно к уровню социума и индивида. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции:
 Информационная:
– информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
– информационное обеспечение инновационных процессов.
 Социальной связи:
– комментирование и интерпретация происходящего;
– поддержка существующих норм и властных отношений;
– социализация;
– координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.
 Обеспечение преемственности:
– выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;
– поддержание общности социальных ценностей.
 Рекреативная:
– создание возможностей для отдыха и развлечения;
– снижение социальной напряженности.
 Мобилизации:
– организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.
Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь вид:
1. Информационная функция:
– нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;
– удовлетворение общих интересов и любознательности;
– обучение и самообразование;
– поиск советов, необходимой информации для принятия решений.
2. Функция личностной идентификации:
– подкрепление индивидуальных ценностей;
– получение сведений о моделях поведения;
– идентификация с ценностями других;
– достижение понимания самого себя.
3. Функция интеграции и социального общения:
– понимание положения другого, переживание;
– формирование основы для диалога, социального общения;
– помощь в реализации социальных ролей;
– возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
4. Функция развлечения:
– эмоциональная разрядка;
– заполнение свободного времени;
– эскапизм, уход от проблем;
– получение эстетического наслаждения;
Осуществленный анализ функций СМИ дает основание сделать три следующих основных вывода:
1) представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции;
2) функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно-политических системах (отсюда и родились четыре теории прессы), что требует, в свою очередь, «заземления» анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны;
3) средства массовой информации – это, прежде всего, институт гражданского общества (в этом мы полностью согласны с В. В. Ворошиловым), именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов – организационная, агитационно-пропагандистская.
 
3. Виды и технология информационной деятельности

Средства информатизации составляют значительную долю мирового рынка и в существенной мере уже сейчас определяют структуру инвестиционных потоков мирового хозяйства. Так, в середине 2000-х гг. ожидалось [1; с.49], что к 2010 г. объем продукции этого профиля достигнет 1 трлн долл. и превзойдет объем рынка природных ресурсов, что выглядело как фантастика. Оказалось, что это вполне реально: по некоторым данным, в 2008 г. уже был достигнут объем 1,8 трлн долл. В связи с этим становится оче¬видной необходимость обеспечения эффективного управления этими средствами - менеджмента - на всех этапах их жизненно¬го цикла: именно эффективность менеджмента в сфере информа¬тизации в значительной мере определяет темп научно-техниче-ского прогресса.
При этом нужно иметь в виду следующее. С одной сторо¬ны, мировой парк компьютеров и связанных с ними средств столь велик, что их мировое производство представляет собой огромную, мощную и к тому же исключительно наукоемкую, динамично развивающуюся отрасль индустрии; эта индустрия сама по себе стала транснациональной, глобальной в полном смысле этого слова; к ней примыкает шлейф сервисных услуг разного рода.
С другой стороны, в мировой экономике многие другие сфе¬ры деятельности человека стали интернациональными, мультинациональными или транснациональными благодаря возможно¬стям информационных систем: системы межбанковских расчетов, грузовые и пассажирские перевозки, системы телевидения и свя¬зи, промышленные производства и т.д.; информационные системы, создаваемые этими компаниями, неотвратимо становятся глобальными [4; с.164]. Понятно, что все уровни таких сис¬тем должны быть обеспечены эффективным управлением сверху донизу.
Однако и в системах скромных масштабов тоже происходят аналогичные процессы. При этом следует подчеркнуть, что если в больших информационных системах задействованы ресурсы и средства соответствующих масштабов, то в обычных системах очень часто нет ни того, ни другого и в то же время требуется решение разнообразных многочисленных задач. В связи с этим и в таких системах возникают острые проблемы управления.
Одним из самых мощных факторов, стимулирующих созда¬ние все более мощных и эффективных информационных систем, является конкуренция в основной деятельности компаний, по¬скольку именно оперативная и полная информация дает им пре¬имущество перед конкурентами, а невнимание к качеству и эф¬фективности ИС обязательно ведет к потере позиций фирмой и в конце концов к ее поражению.
Вместе с тем в настоящее время по любому вопросу техноло¬гически можно собрать такое количество информации, которое никто не в состоянии за реально отведенное ситуацией время ос¬мыслить (иногда даже просто просмотреть) и уж тем более эф¬фективно использовать. Отсюда следует необходимость систем¬ного подхода к рассмотрению столь масштабных явлений, как информационные процессы. С таких позиций можно более четко поставить и проблему информационного менеджмента (ИМ) [1, с.120].
В частности, при анализе организации информационной сис¬темы естественно рассматривать ее как иерархическую; при этом на нижней ступени окажется уровень рабочего места, выше - уро¬вень подразделения, предприятия и т.д. Если же рассматривать содержащуюся в ИС информацию, то уровни будут другими: де¬тальная информация - нижний уровень, аналитическая - более высокий, стратегическая - еще более высокий и т.д. В связи с этим было бы крайне поспешным видеть в информационных системах только совокупность компьютерных средств, пусть даже очень мощных и сложных, и переносить на эти подходы соответствую¬щие подходы и оценки.
    Информация есть средство управления. Она — основа принимаемого решения о необходимых управляющих воздей¬ствиях. Таким образом, качество решения и достижение цели организации определяются состоянием информации.
 
Заключение

Для эффективного управления информацией в современных СМК следует использовать современные информационные технологии, в частности, технологию менеджмента знаний. Эта технология позволяет эффективно реализовать принципы СМК: принцип процессного подхода и принцип системного подхода к менеджменту. Внедрение технологии менеджмента знания позволяет повысить эффективность и результативность менеджмент.
Сегодня СМИ - это реальный социально-политический фактор, активно влияющий на общество и политику. Именно СМИ определяют и формируют взгляды и вкусы, приоритеты.
В условиях все обостряющейся борьбы за передел мира, за сферы влияния, за каждого конкретного человека особое значение приобретают информационные технологии, с помощью которых происходит не только обучение, формирование сознания, но и управление группами людей. Более всего эти способы воздействия используют СМИ, и в первую очередь электронные.
В современной России нет альтернативных каналов коммуникации, которые позволили бы недовольным гражданам воздействовать на средства массовой информации. СМИ фактически оказываются вне критики, вне адекватной обратной связи с обществом.
Сейчас СМИ во многом формируют стереотипы менталитета и поведения, мировоззрение, враждебное традиционному мировоззрению русского и других коренных народов России, целенаправленно внушают населению, что нет альтернативы так называемым "западным культурным ценностям", объявляют ренегатами, мракобесами и реакционерами приверженцев традиционных христианских ценностей, стараются оторвать молодежь от своих исторических корней, воспитать её чуждой всего национального и патриотического, диктуют языковые искажения.
Проблема, которая несёт угрозу национальной безопасности России, её существованию - духовное состояние общества. Сегодня всё больше людей ощущают ненормальность современной жизни. Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности, единого бога идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло - наоборот привлекательным и современным. В средствах массовой информации нравственность подвергается насмешкам, оправдываются аборты - убийства детей, вместо крепкой семьи пропагандируется "свободная любовь".
 
Список литературы

1. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1990.
2. Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. –М., 1992.
3. Осипов Г. В. Социология. -М., 1990.
4. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. -М., 1993.
5. Краткий словарь по социологии. -М., 1989.
6. Сорокин П: А.  Человек, цивилизация, общество. -М., 1992.
7. Ядов В. А. Размышления о предмете социологии. // Социс, 1990, № 2.


Категория: Работы по социологии | Добавил: Анастасия (05.10.2012)
Просмотров: 13565 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
Рекламное место свободно!
По вопросам добавления рекламы
обращаться к администрации сайта.