Введение Термин «социология конфликта» впервые ввел немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858—1918), именно так назвавший одну из своих работ, изданную в начале нашего столетия. Первое обращение к проблеме конфликта связано с социал - дарвинизмом. Его представители подвергли критике концепцию органической школы, отождествлявшей общество с организмом, и создали в противовес ей собственную теорию конфликта. Вместе с тем следует отметить, что теория социал - дарвинистов подменяет изучение механизма конфликта иллюстрацией дарвинских принципов «борьбы за существование» и «естественного отбора» Основное содержание теории конфликтов составляют понятие и структура конфликта, его динамика, стадии развития, функции и типология. ................................................... Целью данной работы является: охарактеризовать социальный конфликт, описать поведение людей в такой ситуации, а главное рассмотреть основные методы урегулирования социальных конфликтов.
1. Характеристики социальных конфликтов
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов: 1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.) ; 2 - потребности в безопасности; 3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие) ; 4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5 - высшие потребности в самовыражении, самоутверждении. Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство) , создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость. Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии. ........................................ Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом. 1. Личностный конфликт. 2. Межличностный конфликт. 3. Межгрупповой конфликт. 4. Конфликт принадлежности. 5. Конфликт с внешней средой. Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру. ................................. Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин. 1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов. Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций. 2. ...................................................... Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества. Так многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный характер. Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. ................................ Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов: дезинтегрированные последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных проблем; интегративные последствия, которые определяют выход из сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов ее членов.
2. Возможности урегулирования конфликта 2.1. Стадия разрешения конфликта
Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт ок¬ружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д. Конфликты также классифицируют в соответст¬вии со степенью их нормативной регуляции (Л.А. Козер). На одном конце континуума помещают полно¬стью институализированные конфликты (типа дуэ¬ли), а на другом — абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной сте¬пени институализации. На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно изме¬ниться представления о своих возможностях и о воз¬можностях противника. Наступает момент «пере-оценки ценностей», обусловленный новыми, возник¬шими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, с осознанием невозможности до¬стичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии кон¬фликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути вы¬хода из конфликта, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений. На стадии разрешения конфликта возможны сле¬дующие варианты развития событий: 1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта; 2) борьба идет до полного поражения одной из сторон; 3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает за¬тяжной, вялотекущий характер; 4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциаль¬ного) победителя, стороны идут на взаимные уступ¬ки в конфликте; 5) конфликт может быть также остановлен под давле¬нием третьей силы. .................................... Существуют и другие способы завершения кон¬фликта. Например, военный конфликт между босний¬скими сербами, мусульманами и хорватами был пре¬кращен методом принуждения. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.
2.2. Стадия переговоров
Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межлич¬ностных и межгрупповых конфликтах результаты пе¬реговоров могут иметь форму устных договореннос¬тей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса являет¬ся временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск ком¬промисса конфликтующих сторон и включают в себя следующие возможные процедуры. 1. Признание наличия конфликта. 2. Утверждение процедурных правил и норм. 3. Выявление основных спорных вопросов (оформле¬ние «протокола разногласий»). 4. Исследование возможных вариантов решения про¬блем. 5. Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и по урегулированию конфликта в целом. 6. Документальное оформление всех достигнутых до¬говоренностей. 7. Выполнение всех принятых взаимных обязательств. Переговоры могут отличаться друг от друга как уровнем договаривающихся сторон, так и существу¬ющими между ними разногласиями. ........... .....................................
3. Послеконфликтная стадия
Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовле¬творенности сторон заключенными мирными догово-ренностями во многом будет зависеть от следующих положений: — насколько удалось в ходе конфликта и последую¬щих переговоров достичь преследуемой цели; — какими методами и способами велась борьба; — насколько велики потери сторон (людские, матери¬альные, территориальные и др.); — насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны; — удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон; — какие методы были положены в основу переговор¬ного процесса; — насколько удалось сбалансировать интересы сто¬рон; — был ли компромисс навязан под силовым давлени¬ем (одной из сторон или некой «третьей силой») или явился результатом взаимного поиска решения конфликта; — какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Заключение
Итак, социальный конфликт - это столкновение интересов различных общественных групп. Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты - происходят в обществе переходного состояния. Современный кризис российского общества является одним из самых глубоких и продолжительных в нашей истории. .......................................... В заключение следует подчеркнуть, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.
Список литературы
1. Козер Л.А. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения. // Наука. №6, 2005. 2. Майерс Д. Социальная психология. М., 2002. 3. Социальная психология. / Под ред. А.Н. Сухова. М., 2002. 4. Социология. / Под ред. С. С. Фролова. М., 2006 г. 5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М.: 2006. 6. Философский словарь –М., 1989. 7. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без пораже¬ния. Пер. с англ. -М.: Наука. 1992.