Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ
РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…5
1.1.Сущность трактовки понятия
«власть»……………………….………5
1.2. Разделение властей и разделение функций в государственном управлении……………………….……………………………….…..….….9
2.Анализ теории разделения властей…………………….……………...14
2.1.Истоки теории разделения властей………………………………….14
2.2.Сущность теории разделения
властей………………………………16
2.3.Характеристика властей в РФ………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
Основой политики является
власть. Она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть
способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных
интересов. По этой причине она выступает главным объектом борьбы и
взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Однако власть
оказывается и самым таинственным, загадочным явлением в политике. Как
справедливо заметил французский философ Э. Шартье, "власть необъяснима, и
в этом - ее сила". Тем не менее потребности общественного развития требуют
выяснения, является ли власть абстракцией, символом или реальным действием. ...........................
..............................
Объектом исследования являются принцип
разделения властей и правовые отношения, осуществляемые в связи с закреплением
и осуществлением принципа разделения властей в Российской Федерации.
Предметом
исследования являются построение и функционирование государственной власти на
основе принципа разделения властей, совокупность нормативных правовых .............................................
Целью курсовой
работы является исследование " концепции разделения властей", как
теории и принципа.
Задачи:
-рассмотреть сущность трактовки
понятия «власть»;
-изложить основания и ресурсы власти;
-исследовать истоки теории разделения
властей;
-сущность теории разделения властей.
................................................
Теоретической
базой послужили труды следующих авторов: Василик М.А., Куликова Л.М., Мухаева Р.Т., Пугачева В.П.,
Соловьева и др.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1.
Сущность трактовки
понятия «власть»
Власть — одно из
центральных понятий политологии. Власть — необходимый элемент жизнедеятельности
любой социальной системы: Вся политическая история человечества — это история
борьбы за власть. Именно борьба за власть определяет наиболее драматические
повороты и замысловатые интриги в жизни государств [4; c.95].
Исторически понятие
«власть» связано с административным управлением древнегреческих городов
государств-полисов. На территории полисов возникла необходимость регулирования
взаимоотношений граждан, а также реализации их общих интересов в данном
государстве. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная
деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая
регулирующее воздействие на поведение людей. Искусство управления
гражданами-«политами», регулирование их поведения с помощью права, насилия,
авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика».
Исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла
смысловая связь, закрепившаяся в формуле «политическая власть».
.........................................................Теории «раздела зон
влияния» предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать
во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности.
Подчеркивается изменчивость ролей участников взаимодействия. Если в данной
ситуации один индивид обладает властью, то с трансформацией сферы влияния
позиции участников меняются.
..........................................................Некоторые
представители системного подхода трактуют власть как средство социального общения
(коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать
интеграцию общества. Назначение политической власти — разрешать постоянно
возникающее противоречие между необходимостью поддержания порядка в обществе и
многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами,
Все приведенные трактовки
сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность,
многозначность' этого социального феномена.
Власть
— это один из важнейших видов социального
взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя
субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий
субъект реализует свою волю и интересы [2; c.79].
............................................... Возможна классификация власти по функциям ее органов, например законодательная,
исполнительная и судебная власти государства, по способам воздействия на
субъект и объект власти — демократическая, авторитарная и т.д.
1.2. Разделение
властей и разделение функций в государственном управлении
Традиционно разделение
властей воспринимается как принцип организации отношений между различными,
несводимыми друг к другу видами
(ветвями) власти, и одновременно, как организация отношений между высшими органами государственной
власти. Этот принцип часто считается основополагающим для современной
государственности вообще и для демократической государственности в частности.
.....................................Таким
образом, разделение властей - функциональная специализация на высшем уровне
организации государственной власти. Однако, практика серьезно корректирует эти
схематичные представления. Кроме того, вершиной государственного механизма
функциональная специализация не ограничивается.
...........................................Все
вышесказанное не означает, что парламент вообще лишается сколько-нибудь важных
функций. Однако эти функции принципиально отличаются от представлений
двухсотлетней давности. ...........................................
...................................Общий вывод
очевиден - классическая концепция разделения властей пригодна сегодня лишь для
приблизительной характеристики систем государственного управления, будь то в
России или за рубежом. ............................
........................................................
2.
. АНАЛИЗ ТЕОРИИ
РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1.
Истоки
теории разделения властей
Идея, лежащая в основе
современного разделения властей, была в конституции Римской республики. Древние
римские правительства были три основные силы, консулов, сената и сборки. Таким
образом, каждая часть которой отдельные тела.
.................................................Теория разделения
властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она
воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более
трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист,
создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк (1632--1704) и
французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Идеи
Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в
главном его труде "Два трактата о государственном правлении (1690), а идеи
Монтескье о разделении властей и другие его общественно- политические воззрения
- в романе "Персидские письма"; историческом очерке "Размышления
о причинах величия и падения римлян" и основном его произведении - "О
духе законов" [5; c.46].
...............................
2.2.Сущность теории разделения властей
Разделение
власти — распределение
властных полномочий между ветвями власти.
Теория разделения властей
происходит из идеи «смешанного правления», которую разрабатывали еще Аристотель
и Цицерон. Так, Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть,
власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая,
что «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы,
свободой — народы». Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть
представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем
считал наилучшей.
Принцип разделения
властей, появившийся в Новое время в европейской политической мысли, впервые
нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах
Французской революции 1789 г.
вошел в политическую практику целого ряда стран.
Разделение власти
позволяет :
..........................................................................
Помимо разделения властей
«по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в
самих субъектах федерации.
Статьёй 1 Федерального
закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999
года закреплены такие принципы деятельности органов государственной
власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной
власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения
сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или
большей их части в ведении одного органа государственной власти либо
должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной
власти принадлежащих им полномочий.
............................
2.3.Характеристика властей в РФ
Характеристика российской
президентуры с точки зрения разделения властей заслуживает особого внимания.
Дело в том, что глава государства как самостоятельный и активный центр власти -
скорее исключение, чем правило. В президентских системах глава государства
выступает во внутренних делах прежде всего как глава исполнительной власти, а
не как самостоятельный субъект управленческих воздействий. ...........................
...Следовательно, если Президент РФ и
осуществляет руководство исполнительной властью, то это лишь одна из сторон его
деятельности, не объясняющая всего объема полномочий. Российский Президент,
таким образом, олицетворяет и новую, президентскую ветвь власти, и
исполнительную власть, фактическое руководство которой он осуществляет.
................................Однако в самом понятии
разделение властей кроется важная централизаторская коннотация, сказывающаяся
на практике взаимоотношений центра и периферии. По определению, разделение - внутренняя характеристика государства,
обеспечивающая его единство. Следовательно, если мы подходим к
отношениям центральных и территориальных органов власти с точки зрения
разделения властей, то выясняется, что территориальные структуры являются
частью государственного механизма, представляя, в конечном счете,
государственные интересы. Иными словами, разделение (государственных) властей
выступает здесь противоположностью территориальному самоуправлению населения,
как негосударственной форме управленческой деятельности.
.....................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, по своей природе
власть - явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без
власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей.
Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего
необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность,
разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме
того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных
отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и
потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения.
...............................................................................
Без разделения властей и
соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть
правового государства и правовых законов. Препятствие для возникновения
какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными
принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким
образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в
полном объеме.
.......................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской
Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).-М., 1993.
2. Федеральный Закон РФ"Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от
28.08.1995г. № 154 - ФЗ
3. Федеральный Закон РФ "О местном
самоуправлении в Российской Федерации" от 06.07.1991 г. № 1550-1
Литература
4. Аверцев
А.А. Принципы разделения власти. // ПОЛИС. №3. 2009.
5. Артамонов В. Катастрофы в
истории российской государственности // Общественные науки и современность. 2008.
№ 3.
6. Василик М.А., Вершинин М.С.
Политология: Учебное пособие. –М., 2009.
7. Куликов Л.М. Основы социологии и
политологии. –М., 2010.
8. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для
вузов. –М., -2010.
9. .....................................