Понедельник, 14.07.2025, 07:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Дипломные, курсовые, контрольные работы и рефераты для студентов

Меню сайта
Статистика

Примеры работ

Главная » Примеры работ » Работы по педагогике

Условия разрешения педагогических конфликтов в начальной школе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                        3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ                    6

1.1. Характеристика конфликта                            6
1.2. Педагогическое общение как социально-психологичекое взаимодействие                                                12
1.3. Конфликты в педагогической деятельности                18

Глава 2. УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ                                            21

2.1. Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах    21
2.2. Предупреждение конфликтного поведения школьников        27
2.3. Разрешение конфликтов между учителем и учеником            31
2.4. Особенности конфликтов между учителями                36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                        42

ГЛОССАРИЙ                                        44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                55

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                    58
 
ВВЕДЕНИЕ

Как и для любого социального института, для начальной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфе¬ра представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по пере¬даче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необхо¬димы благоприятные социально-психологические условия, обеспе¬чивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом взаимосвязанных факторов. В школе, как в любой социальной среде, возможны конфликты. Конфликты между учениками, между учителями. Наиболее сложные конфликты - это конфликты между учителем и учеником (учениками).
Проблема обучения подрастающего поколения методам разре¬шения конфликтов остается актуальной для современной педагогики, так как пока не предложено достаточно адекватно отражающих реальность моделей описания взаимодействия индивидов в конфликтных ситуациях. Конфликты представляют собой теоретически мало изученное явление, но практически оказывающее влияние на формирование личности. Конфликтные отношения в начальной школе не получили пока общепринятого и широко обсужденного психологического определения и классификации, отсутствуют способы выявления причин деструктивного разрешения конфликта. Решение данной проблемы и составляет цель исследования.
Задачи исследования:
-изучить общую характеристику конфликта;
-рассмотреть особенности педагогического;
-исследовать конфликты в педагогической деятельности, а также типологию конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах;
-предложить варианты решения и предупреждения конфликтного поведения школьников.
Объект исследования:
Конфликт как социально-психологическое явление в начальной школе.
Предмет исследования:
Психологические факторы разрешения педагогических конфликтов в школе.
В качестве рабочей гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что основными психологическими факторами разрешения конфликта в начальной школе являются: конструктивное поведение учителя, уровень коммуникативных способностей, уровень агрессивности, уровень личностной и ситуативной тревожности, правильное определение своей позиции, выполнение рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
В качестве теоретической базы были использованы полученные эмпирические результаты и теоретические выводы позволяют внести определенный вклад в развитие знаний о конструктивном разрешении конфликта.
Теоретическая и практическая новизна исследования заключается в том, что данная педагогическая проблема изучается сравнительно недавно. Данная Выпускная квалификационная работа ставит целью продолжить исследование такой актуальной проблемы как разрешение педагогических конфликтов в начальной школе.
Практическая значимость темы исследования состоит в том, что она позволяет выработать практические рекомендации по разрешению конфликтов.
Работа состоит из введения, двух основных глав,  которые делятся на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Эмпирическую базу исследования составили труды следующих авторов: Анцупова А.Я., Бойко В.В., Большакова А.Г.,  Грызунова Т.В.  Донцова А.И., Игумнова Г.В., Курбатовой В.И., Парыгина Б.Д., Петровской Л.А., Шаленко В.Н. и др.
 
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Характеристика конфликта

Проблема конфликта — одна из актуальных в психологии. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение поня¬тия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.
Конфликт — многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление . На макро-, среднем и микроуровне он представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии.
Чтобы конфликт начал разрастаться, нужен инцидент (т.е. повод), когда одна сторона начинает действовать, ущемляя (пусть даже не¬умышленно) интересы другой стороны. Инцидент приводит к конф¬ликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения. Его может спровоцировать любое неосторожно сказанное слово или какое-либо действие.
Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимо¬действия. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или за¬крытые конфликты, если они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость их интересов.
Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одно¬временное обострение всех названных видов противоречий создает зоны кризиса. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Конфликт есть временное состояние общества, ко¬торое можно преодолеть рациональными средствами. Боль¬шинство социологов склонны считать, что существование об¬щества без конфликтов невозможно. Ибо конфликт — неотъ¬емлемая часть бытия, источник происходящих в обществе из¬менений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности инди¬видов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздейст-вием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее конфликт, тем заметнее его влияние на течение соци¬альных процессов и темпы их осуществления.
Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глу¬бокой древности. Еще китайские философы в VII—VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе проти¬воположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей.
Большое внимание исследованию конфликтов уделил итальянский мыслитель, государственный деятель Н. Макиавел¬ли. В работах, посвященных римской истории, он рассматрива¬ет конфликты разного уровня и отмечает их положительную роль в общественном развитии.
В основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперни¬чество между ними. Противоречия рассматриваются им как движущие силы развития общества.
Большой вклад в осмысление конфликтов внес Гегель. В «Философии права» одну из причин этих конфликтов он видел в социальной поляризации между накоплением богат¬ства «в руках немногих» и ужасающей бедностью.
Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт — это реальность, неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального развития.
Проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, так как конфликты рассматривались этим учением только как столкно¬вение между антагонистическими классами. К тому же в мар-ксистской концепции абсолютизировались экономические от¬ношения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами.
Были и иные объяснения конфликта. Так, немецкий ученый Г. Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объ¬единить противоборствующие взаимосвязанные стороны. Он считал, что «конфликт очищает воздух».
Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в XX в. При этом теория конфликта противостоит теории структурно-функционального анализа общества.
Представители функционального анализа конфликтам отво¬дили только негативную роль. Они придерживаются равновес¬ной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления общество представляет собой систему, жизнедеятельность и единство которой обеспечивают¬ся благодаря функциональному взаимодействию ее составных элементов, таких, как государство, политические партии, про¬мышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т.д.
............................................
1.2. Педагогическое общение как социально-психологичекое взаимодействие

Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. В связи с этим можно выделить следующие линии общения :
1) общение педагога с отдельными учащимися;
2) общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;
3) общение с коллективом в целом;
4) общение педагога через коллектив с отдельными учащимися.
Причем эти линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т. п. В педагогической деятельности коллективность общения—это не просто коммуникативный фон деятельности, а важнейшая закономерность педагогического общения.
Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по большей части в виде общения Христа с учениками. А дзэн-буддизм, религиозная философия, почти не знавшая трактатов, как мозаика, складывается из историй о монахах-учителях и их учениках.
Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудничества, коммунарская методика и др.) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». Первая схема, которая до последнего времени преобладала в теоретических и экспериментальных исследованиях, представлена работами по психологии педагогической деятельности. Вторая, становящаяся все более популярной сейчас, связана с работами по психологии педагогического общения. Конечно, категории «общение» и «деятельность» — совершенно самостоятельны и описывают различные реалии. Однако между ними существует и диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагогическая деятельность — одна из них.
А. Адлер отметил, что «Учитель по определению — человек, понимающий проблемы детей».
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев).
Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
.................................
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся .
Исследования по проблеме общения показывают, что в процессе педагогического общения происходит взаимозаражение общающихся, коммуникативное взаимозаражение педагога и учащихся, существенным образом влияющее на творческое самочувствие педагога и класса. Это взаимозаражение возникает на основе эмоциональной общности переживаний педагога и обучающихся, укрепляет ее, выступая одновременно как результат эмоциональной общности. Этот эффект самым существенным образом влияет на содержательную сторону педагогического общения, на уровень познавательной деятельности учащихся и т. п. Возникает известное педагогическое сопереживание. Учитель выступает как активатор сопереживания и заражает учащихся проблемой, совместным поиском, причем сопереживание, вызванное им у учащихся, в свою очередь, влияет на самого педагога.
Важно уметь воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности как показатель уровня и глубины восприятия информации. На этом педагогическом умении в свое время настаивал
А. С. Макаренко, говоря, что «можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, - и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений» .
Эта способность педагога в известной мере приближает его деятельность к художественному творчеству, которое предполагает умение видеть то, что не видят другие, «распредмечивать» эстетическое содержание явления.
В педагогическом общении чрезвычайно важно адекватное понимание педагогом учащихся и учащимися педагога. Это способствует корректировке и интенсификации учебно-воспитательного процесса. В организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения существенную роль играет эмоциональная идентификация и эмпатия как способность «эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами». Уметь эмоционально идентифицировать себя с ребенком, зажить его чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять его мысли и переживания—сложная задача.
Итак, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Очевидно, педагогическая деятельность — одна из них. Межличностные отношения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно в процессе педагогического общения. При этом на определенных — высших — стадиях ведущим источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. ..........................................
В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива.
Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
— ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
— ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
— ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнения домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.
В последнее время наблюдается увеличение конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности, такие ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами.
Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.
..........................................
Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает Оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок.
...................................

 
Глава 2. УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах

Возрастные особенности младших школьников излагаются, как известно, в вузовских курсах педагогики и, главным образом, возрастной и педагогической психологии. Поэтому отметим только те строго установленные истины, которые необходимы для верного толкования конфликтных ситуаций, участниками которых является контингент младших учащихся общеобразовательной школы. Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. Эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Лишь бы привести поведение или сознание его в сиюминутно требуемое состояние.
Еще одна психологическая истина состоит в том, что для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и прежде всего учителя. В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное.
Из теоретических положений по конфликтологии отметим несколько педагогически значимых разъяснений. Конфликтующими сторонами. могут быть все участники учебно-воспитательного процесса. В том числе и родители школьников, руководители методических служб и управленческого аппарата. По характеру возникновения конфликты в младших классах могут быть внезапными, непредсказуемыми. Это наиболее опасный вариант конфликта, т. к. здесь требуется безошибочная реакция педагога в условиях дефицита времени. Именно в подобных случаях импровизация часто подводит учителя, и последствия внезапных столкновений с непродуманными реакциями со стороны учителя могут оказаться болезненными.
Кроме внезапных происходят и такие конфликты, характер и протекание которых типичны. Здесь в опыте учителя обычно уже имеются более или менее отработанные сценарии реагирования. Остается лишь откорректировать их в связи с данной ситуацией.
Наконец, в поле зрения учителя должны быть ситуации, где предстоит создать направленный конфликт, вовлечь своих подопечных в его разрешение и этим обеспечить продвижение вперед. Прежде чем перейти к освещению конфликто-стрессогенных ситуаций в учебно-воспитательном процессе начальной школы, обозначим основные содержательные блоки. Ответим на несколько вопросов:
............................................
Сравнение частоты возникновения стрессогенных конфликтных ситуаций в младших, подростковых, старших классах позвляет сделать заключение о том, что 'младшие школьники существенно реже своих старших товарищей оказываются вовлеченными в события конфликтного рода. Можно назвать статистически постоянную при массовом опросе бывших школьников относительно сохранившихся в памяти на всю жизнь конфликтных столкновений в период обучения в начальной школе. Около половины опрашивамых не могут назвать ни одного конфликтного события, которое бы оставило в их памяти неприятный знак, негативно сказавшийся на облике их бывшей учительницы.
Для профессионального мышления будущего учителя важен факт возможности такой атмосферы взаимодействия с малышами в школе, когда господствует психологическая уравновешенность и психические травмы не допускаются принципиально. К этому следует добавить еще один вывод из фактов существования бесконфликтных взаимоотношений учители с младшими школьниками. Вывод о возможность каждого будущего учителя выдвинуть собственную цель и построить модель своего педагогического профессионализма по образцу учителей.
.........................................
Итак, конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах можно разделить на три группы: 1) дидактические, 2) этические, 3) запредельно-этические.
 
2.2. Предупреждение конфликтного поведения школьников

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и админист¬ратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, в своих трудах В. Воронин выделяет следующие виды конфликтов: ученик—ученик; ученик—учитель; ученик—родители; ученик-администратор; учитель—учитель; учитель—родители; учитель-администратор; родители—родители; родители—администратор; администратор—администратор .
Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками.
Конфликты в начальной школе характерны для всех вре¬мен и народов,...будь то бурса Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX века, или группа мальчиков, ока¬завшаяся без взрослых на необитаемом острове, из «Повелителя мух» английского писателя У. Голдинга (И. Кон).
Наиболее распространены среди учащихся конфликты ли¬дерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обо¬значиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьни¬ка и класса. По наблюдениям психологов О. Ситковской, О. Михайловой, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадно¬сти, немотивированной жестокости, травли себе подобных.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефек¬тами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по от¬ношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного пове¬дения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).
.........................
Итак, конфликты в начальной школе составляют большую часть нашего бан¬ка конфликтов — 53,8 %. Активные наблюдения в естественных условиях показали, что традиционные методы разрешения спорных вопросов оказываются малопродуктивными. Позиции взрослых чаще всего оказываются неверными. Отсутствие объективности проявляется в том, что, например, пред¬почтение в большей мере отдается ученику с хорошей успеваемостью и пр. В тех случаях, когда дети пытаются без взрослых разрешить свои столкновения, физическое превосходство одного из участников, как правило, ре¬шает исход конфликта.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования по теме: «Условия разрешения педагогических конфликтов в начальной школе» можно сделать ряд выводов:
1. В сфере народного образования основные субъекты кон¬фликтов — ученик, учитель, родитель и администратор. Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками. Основные причины таких конфликтов — стремление подростка занять лидирующее положение в микрогруппе, классе, агрессивность и жестокость (источниками которых выступают аномалии семейных от¬ношений и тип взаимодействия учителей с учениками), а также особенности возраста ученика. Предупреждению конфликтов между учениками способствуют хорошая ор¬ганизация учебно-воспитательного процесса в школе, ут-верждение и поддержание дисциплины, активная позиция учителей в трудных ситуациях взаимодействия школьников.
2. Среди конфликтов между учителем и учеником выделяют конфликты деятельности, отношений и поведения.
3. ......................................................
Так, педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, необходимых для успешной работы учителя:
в школе должно быть только рабочее настроение, отрица¬тельные эмоции, связанные с личными проблемами, оста¬ются за порогом школы;
не избегать конфликтов, направлять процесс их разреше¬ния в конструктивное русло, не затягивать их разреше¬ния;
одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам;
вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания;
не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня;
учить школьников умению учиться;
в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.
 
ГОЛОССАРИЙ

№ п/п    Термин    Понятие
1    АГРЕССИЯ    индивидуальное или коллективное поведение, на¬правленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.
2    АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕШЕНИЙ    новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта, которые отличаются от подходов, ранее предлагавшихся сторонами в ходе развития кон¬фликта.
3    АНТАГОНИСТ    непримиримый, враждебный человек, который жестко отстаивает свои интересы в конфликте, не идет ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов.
4    АНТИПАТИЯ    устойчивое отрицательное эмоциональное отно¬шение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в непри¬язни, неприветливости, недоброжелательности.
5    АРБИТР    третья сторона в конфликте. Обладает более значитель¬ным влиянием на конфликт по сравнению с посредником, помощни¬ком и наблюдателем.
6    АСИММЕТРИЧНОЕ РЕШЕНИЕ    решение проблемы в отноше¬ниях оппонентов, при котором полностью или почти полностью реали¬зуются интересы только одной стороны.

...................
Категория: Работы по педагогике | Добавил: Анастасия (06.10.2012)
Просмотров: 8577 | Рейтинг: 2.0/1
Поиск
Друзья сайта
Рекламное место свободно!
По вопросам добавления рекламы
обращаться к администрации сайта.