Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и методики проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста 6
1.1. Сущность понятий: «здоровье», «физические упражнения», «спортивные игры» 6
1.2. Особенности организации и методика проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста 14
1.3. Примеры проведения спортивных игр 18
Выводы 23
Глава 2. Опыты, практическая работа по выявлению особенностей организации и методики проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста 24
2.1. Опыт работы по организации и методики проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста 24
2.2. Организация и методика проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста 28
2.3. Оборудование для проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста 31
Выводы 32
Заключение 33
Список источников и литературы 34
Введение
В последние годы существенно изменилось отношение детей к физической и психологической подготовке, профессиональной деятельности. Требования к физической культуре остаются высокими, а время на обучение физическим упражнениям уменьшается.
Интенсификация учебного процесса, введение новых дисциплин, компьютеризация обучения зачастую приводят к нарушению обычного ритма учебы и отдыха, повышению физических и нервно-психических нагрузок.
Спортивная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении спортивных игр имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка дошкольного возраста. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психологических качеств ребенка.
Актуальность исследовательской работы: спортивные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. В свою очередь, ряд проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников еще не нашли своего полного научного разрешения. К этому можно отнести, в частности, использование большого количества разнообразных спортивных игр в системе физического воспитания дошкольников, которое происходит без четкой дифференциации их по принципу преимущественного развития физических качеств и психических процессов.
Цель исследования: выявление особенностей организации и методики проведения спортивных игр с детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Определить сущность понятий «здоровье», «физические упражнения», «спортивные игры»;
Выделить особенности методики проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста;
Выявить опыт работы по организации и проведению спортивных игр с детьми дошкольного возраста;
Организацию проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: спортивная игра, как двигательная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста.
Методы исследования:
Методы теоретического исследования (анализ и обобщение источников по проблеме исследования);
Группа эмпирических методов (наблюдение, анализ документации, анкетирование воспитателя).
Проблемы исследования: выявить особенности организации спортивных игр с детьми дошкольного возраста
Гипотеза: Эффективное развитие двигательного творчества детей дошкольного возраста в спортивных играх возможно если:
а) Работа по развитию двигательного творчества будет строиться поэтапно с использованием разнообразных форм, методов и средств.
б) Дети дошкольного возраста обладают достаточным двигательным опытом.
в) Организуется совместная деятельность педагогов и родителей по развитию двигательного творчества.
В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Пирогова Н.И., позднее Водовозова Е.Н., Каптерева П. Ф. и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Теоретическую базу настоящего исследования составили труды следующих авторов:
Авдеевой Н.Н., Стеркиной Р.Б., Барчукова И. С., Боген М.М., Гаврючиной Л.В., Ефименко Н., Сидорова А.А., Сластенина В. А. и др.
Структура работы: исследовательская работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы организации и методики проведения спортивных игр с детьми младшего дошкольного возраста, здесь же изложены такие понятия как «здоровье», «физические упражнения», «подвижные игры».
Во второй главе представлены опыты, практическая работа по выявлению особенностей организации и методики проведения спортивных игр с детьми младшего дошкольного возраста.
В заключении представлены основные положения и основные выводы, которые были сформулированы по результатам проведенного исследования.
В приложении предложена подборка спортивных игр для дошкольников.
Заключение
Итак, исходя из поставленной цели и задач, можно сделать краткие выводы:
Спортивная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов.
Большое значение имеют спортивные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Игра учит искренности, товариществу.
Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
Список источников и литературы
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. — 1999. — 6 мая.
- Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. –М., 2001. -203 с.
- Барчуков И. С. Физическая культура : учеб. пособие. — М., 2003. -410 с.
- Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. -528 с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М., 1985. -251 с.
- Гаврючина Л.В. Программа «Здоровый малыш». –М., 2003. -169 с.
- Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. –М., 2005. -135 с.
- Сидоров А.А. Педагогика : учебник / А.А.Сидоров, М.В.Прохоров, Б.Д.Синюхин. - М., 2007. -399 с.
- Сластенин В. А. Педагогика/В. А. Сластенин, И.Ф.Исаев. — М., 2008. -472 с.
- Теория и методики физического воспитания : учебник / Б.А.Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н.Вяткина и др.; под ред. Б.А.Ашмарина. — М., 1990. -417 с.
- Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вай-цеховский. — М., 1993. -503 с.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / Ж. К Холодов, В.С.Кузнецов. — М., 2001. -355 с.
|