Понедельник, 14.07.2025, 05:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Дипломные, курсовые, контрольные работы и рефераты для студентов

Меню сайта
Статистика

Примеры работ

Главная » Примеры работ » Работы по культурологии

Техника и нравственный мир человека
План работы

Введение                                            3

1. Техника, природа, человек                                5

2. Мир техники в пространстве культуры                        7
2.1. Техника как средство создания культурной среды            8
2.2. Техника как ответ культуры на социальный заказ            10
2.3. Техника как инструментарий культуры                    11
2.4. Техника как знаковая система культуры                    13

3. Образ техники в культуре                                15

4. Перспективы технического прогресса                        18

Заключение                                        21

Список литературы                                    22


Введение
В современной научной литературе под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Такой подход к пониманию техни¬ки выделяет главное, что объединяет всевозможные ее виды.
В область техники попадает также и то, что в обиходной речи техникой не называют (и лопата, и пуговица, и веник, и т. п. — все это средства деятельности, а следовательно, техника, пусть хотя  бы и «примитивная»). Но в то же время не являются техникой есте¬ственные, взятые человеком из природы «в готовом виде» средства и способы деятельности: например, зубы (в отличие от зубного протеза), необработанный камень (в отличие от каменного топора), рефлектор¬ная способность младенца к крику и плачу (в отличие от техники пе¬ния и актерской игры). Техника — это всегда артефакт, т. е. нечто ис¬кусственно созданное, выдуманное, изготовленное человеком. К миру техники относятся артефакты двоякого рода. Во-первых, это материальная, или предметная, техника: разно¬образные орудия, машины, аппараты и прочие материальные сред¬ства человеческой деятельности. Они являются как бы дополнени¬ем к человеческому телу и многократно увеличивают силы и воз¬можности человека.
Во-вторых, это исполнительская техника, т. е. совокупность спосо-бов, приемов деятельности, мастерство выполнения действий. Она есть техника знаний и умений, закрепленная в психике человека, «внутри» его тела.
В речи слово «техника» может употребляться как в широком смыс¬ле, включающем оба указанных вида техники, так и в узком смысле, когда имеется в виду лишь первый — вещественные, материальные средства деятельности. Технические науки имеют дело главным обра¬зом с техникой в узком смысле.
Цель реферата: рассмотреть в работе проблемы и перспективы развития техники в мире современной культуры.
Задачи: изложить в работе
 -формы и пределы воздействия техники на духовный мир лично¬сти;
-инженерное творчество как самореализация человека и его ду¬ховное самоутверждение.

1. Техника, природа, человек

Техника — результат «встречи» человеческого разума с природой. Эта «встреча» рождает удивительный парадокс.
С одной стороны, техника есть артефакт, изобретение человека. Она не возникает в природе сама собой, а появляется и сохраняет свое су-ществование благодаря тому, что человек ее эксплуатирует, регулиру¬ет, ремонтирует. Брошенная людьми и не обслуживаемая ими техника рано или поздно перестает работать и разрушается. Но, с другой сто¬роны, в технике нет ничего, что нарушало бы законы природы. Она создается и функционирует в полном соответствии с ними. То, что противоречит законам природы, сделать невозможно. Таким образом, искусственные, придуманные человеком технические объекты и техно¬логические процессы являются вместе с тем естественными — в том смысле, что подчиняются естественным законам природы.
Объяснение отмеченного парадокса состоит в следующем. Все, что согласно законам природы является возможным, имеет определен¬ную вероятность возникновения. Но теоретическая вероятность слу¬чайного образования условий, необходимых для естественного воз¬никновения хотя бы каменного топора, настолько мала, что даже 20 миллиардов лет существования нашей Вселенной недостаточно для реализации этой малой вероятности. Человек с помощью разу¬ма создает условия, которые случайно сами по себе в природе не воз¬никают. Это и позволяет ему делать по законам природы то, что она сама по своим законам сделать не в состоянии.
Техника — это реализация «невозможных возможностей» — возмож¬ностей, которые в природе потенциально существуют, но без человека остаются неосуществимыми. Человек оказывается в некотором смысле «могущественней» природы, поскольку реализует такие ее потенции; которые она сама реализовать не может. Он, как фокусник, творит чуде¬са, ибо любое техническое изделие или сооружение есть чудо, парадок¬сально противоречивое явление — созданная по законам природы и в то же время внеприродная вещь. В этом отношении техника «неестествен¬на», устроена иначе, чем природа, и противостоит ей.
В мире природы есть неорганические и органические тела. Техни-ческие объекты же — тела нового типа, которые не являются ни неор-ганическими, ни органическими. Это тела организованные. Они, как отмечал Н. Бердяев, появляются «после человека и через человека».
Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью ре-шает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники.
С первобытных времен техника — это не просто совокупность средств человеческой деятельности, но и способ человеческого бытия. Человек не мог бы существовать без техники. Техника не только игра¬ет служебную роль в обеспечении человеческих потребностей: она со¬здает новые потребности. Совершенствуя технику, люди изменяют не только окружающую их природу, но и самих себя. В этом смысле мож¬но сказать, что техника — это образ жизни человека. Она есть выраже¬ние его сущности. Она является как бы продолжением и дополнением человека, своего рода социальным органом человека — подобно тому как крылья орла или клыки тигра являются биологическими органа¬ми этих животных. И как сущность орла или тигра выражается в том, что они обладают данными им природой органами, так и сущность че¬ловека выражается в творимой им самим технике.


2. Мир техники в пространстве культуры

Техника как совокупность средств и способов человеческой дея-тельности выполняет в жизни людей прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого ка¬кую-то пользу. Техника действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего. Но вместе с тем она вы¬ступает также как часть культуры и важнейший фактор ее развития.
Во-первых, техника образует культурную среду обитания челове¬ка — ту искусственную, артефактную «вторую природу», в которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры. Во-вторых, она представляет собою средство приложения дости¬жений культуры (главным образом, науки) к решению материально-практических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культу¬ры на «социальный заказ» со стороны общества.
В-третьих, она создает инструментарий культуры — средства и способы деятельности в сфере культуры.
В-четвертых, она выступает как культурный код — как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное ко-личество социальной информации.
Таким образом, технику можно рассматривать не только в прагма-тическом, но и в информационно-семиотическом аспекте — как форму получения, хранения, обработки и использования информации, фор¬му культуры, занимающую свою нишу в культурном пространстве.
Рассмотрю подробнее основные характеристики техники как формы культуры.

2.1. Техника как средство создания культурной среды
Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты от неблагоприятных для него природных процессов и приспо-собления природы к своим нуждам. Если животные адаптируются к окружающей среде благодаря устройству своих органов, то человек — благодаря растущему умению изготовлять искусственные органы, вне-шние «добавки» к его телу, увеличивающие его силы и способности.
Эти искусственные органы и есть техника. Таким образом, через тех-нику осуществляется адаптивная функция культуры.
В ходе истории растет технизация среды обитания человека. С по-мощью техники люди «окультуривают» эту среду, превращают ее в «материальное тело» культуры. Значение техники в этом процессе на-столько велико, что уже первые стадии развития человеческого обще¬ства историки именуют, указывая на то, какие технические средства используются людьми: каменный век, бронзовый век, железный век.
В зависимости от уровня развития техники различают и последу-ющие этапы исторического развития общества. Освоение приемов обработки камня, изобретение лука и стрел, каменного топора и мо¬тыги, гончарного круга и повозки на колесах — все это привело к нео-литической революции, результатом которой стало возникновения земледелия, а затем — обособление от него ремесла. На этой основе сложился «традиционный», или «прединдустриальный» тип цивилизации, опирающийся на ручной труд и ручную тех¬нику. Главным объектом производственной деятельности людей в нем служит природа, а ведущими являются добывающие отрасли хо¬зяйства (земледелие, охота, рыболовство, горнорудное дело).
Внедрение в производство машинной техники привело в XVIII веке к промышленной революции, с которой начинается развитие цивилиза¬ции «индустриального» типа. Главным объектом производственной де-ятельности становится уже не столько сама природа, сколько продукты добывающего производства — сырье, материалы, подвергаемые дальней-шей обработке. Культурная среда все больше наполняется сложными техническими конструкциями и сооружениями. Технизация захватыва¬ет сферу быта: в повседневную жизнь входят пароходы, железная доро¬га, телеграф, электрическое освещение, автомобили, радиотехника.
Во второй половине XX века наступает время научно-технической ре¬волюции, развертывается переход от механизации к широкой автомати-зации труда. Это кладет начало формированию цивилизации нового типа — «постиндустриального». Возникают новые виды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Производитель¬ность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится «обществом изобилия», способным полностью исключить из жизни людей голод и нищету. Главным объектом деятельности людей становится информация. Компьютерная техника становится неотъемле¬мым атрибутом не только материального, но и духовного производства. Даже художественное творчество не остается в стороне от технизации.
Таким образом, создаваемый с помощью техники «защитный пояс» культурной среды все больше окружает со всех сторон не только чело¬века, но и окутывает всю нашу планету — «космический дом» челове¬чества. По аналогии с атмосферой и биосферой эту рукотворную обо¬лочку Земли называют «техносферой» или, следуя В. И. Вернадскому, «ноосферой» («сферой разума»).

2.2. Техника как ответ культуры на социальный заказ
Техника тесно и непосредственно связана с материально-практичес-кой жизнью людей. Благодаря этому она служит звеном, соединяю¬щим культуру с практикой. Без техники (предметной и исполни¬тельской) мир культуры существовал бы только в сфере духа, в сфе¬ре мысленных образов.
Стимулы для развития и совершенствования техники различны. Но если они порождаются условиями общественной жизни, то воз¬действие их на культуру принимает вид социального заказа. Под этим термином понимается назревшая общественная потребность в реше¬нии некоторой практически важной задачи.
Разумеется, никакой социальный заказ не может быть выполнен, если для его выполнения не созрели необходимые предпосылки. Для любой технической новации, отвечающей запросам общества, нужен определенный уровень развития технологической культуры. Обще-ственные потребности в средствах избавления от рака, СПИДа, эпиде¬мий гриппа и других болезней остаются пока неудовлетворенными, хотя и вполне отчетливо понимаются всеми. Однако существование осознанного социального заказа стимулирует финансовую и мораль¬ную поддержку работ по его выполнению. Наличие его является мощ¬ным фактором развития не только техники, по и науки.
Потребности культуры могут и напрямую стать основанием соци-ального заказа. Так получили жизнь книгопечатание и пишущая ма¬шинка, фонограф и кинематограф, электронные музыкальные инст¬рументы и Интернет.

2.3. Техника как инструментарий культуры
Деятельность в сфере культуры, как и повсюду, имеет технологичес-кий аспект. В первобытные времена технология культурной деятель¬ности была слабо оснащена материальной техникой. Она требовала главным образом владения техникой исполнительской. Обособление различных культурных форм сопровождалось не только ростом ис¬полнительского мастерства, но и разработкой орудийного инстру¬ментария культуры (ее «материально-технической базы»). Инвен¬тарь инструментов культуры со временем разрастался, включая в себя и универсальные, общие для всех форм культуры, и специфич¬ные для каждой из этих форм инструменты.
Одним из важнейших универсальных технических инструмен¬тов культуры можно назвать язык, без использования которого су¬ществование культуры просто немыслимо. К этим инструментам следует отнести и технику мышления. Важнейшей частью инстру¬ментария культуры издавна стала и остается доныне информаци¬онная техника. Ее первыми образцами были древние сигнальные барабаны и палочки для написания пиктограмм. Настоящую ре¬волюцию в культуре произвело появление книгопечатания в XV веке. В последней трети XIX века начался бурный процесс технизации информационной деятельности, а в XX веке этот процесс принял буквально лавинообразный характер. Радио, телевидение и, нако¬нец, компьютерные системы стали техническим базисом культуры, и трудно представить, как могла бы без них существовать совре¬менная цивилизация.
Наряду с универсальными информационными инструментами культуры есть масса специальных технических средств и способов научной, художественной, правовой, политической и других форм культурной деятельности. Так, техника живописи включает в себя и орудия труда художника, и приемы обработки используемых ма¬териалов, и способы построения живописных образов. Особенно велика роль техники в тех видах искусств, которые даже иногда на¬зывают техническими (фотография, кино, компьютерная графика). Аналогичным образом есть своя техника у политиков (например, технологии избирательных компаний, техника голосования в пар¬ламенте), у юристов (скажем, приемы обвинения и защиты в суде), у ученых (математическая техника, экспериментальные установки, измерительные приборы). Естественно, что в каждой области куль¬туры приходится учиться использованию ее технического инстру¬ментария.
Таким образом, техника (материальная и исполнительская) про-никает во все «ниши» культурного пространства, и без овладения ею невозможно сделать ни шага в мире культуры.

2.4. Техника как знаковая система культуры
В любых технических объектах содержится информация об их назна-чении и употреблении. Поэтому наряду с прагматической техника вы-полняет и семиотическую функцию: ее можно рассматривать как семи-отический код, как особый язык культуры, который способен служить средством хранения и передачи информации. Можно сказать, что взя¬тая в этом плане техника есть гигантский аккумулятор информации.
Первый информационный слой в техническом объекте — это тех-нологическая информация, относящаяся к его употреблению. Техниче¬ский объект, предназначенный для выполнения определенных функций, выступает как код действий, которые человек с ним может производить. Это наиболее наглядно обнаруживается в ручных орудиях, которые сво¬ей формой и размерами подсказывают, как с ними обращаться. Ручное орудие понятно, ибо оно есть просто продолжение руки.
Но есть и второй информационный слой, имеющий гораздо более широкое содержание: техника может служить источником массы све¬дений об обществе, в котором ее создают и используют, о жизни лю¬дей в этом обществе. Археологи воссоздают по найденным образцам орудий технологическую культуру той эпохи, в которую эти орудия изготовлялись и применялись, и особенности культурного мира в целом. А в повседневной практике мы постоянно делаем выводы об образе жизни и занятиях людей из наблюдений над тем, какими тех¬ническими устройствами и изделиями они пользуются.
Семиотика техники приобретает новый характер, когда сложные технические устройства входят в быт людей. В простых бытовых из¬делиях «инструкция по употреблению» задавалась самой внешней формой. Со сложной же бытовой техникой дело обстоит иначе. Уже зажигание электрической лампочки принципиально отличается от действий, которые нужно произвести для разжигания свечи: нет огня, который надо разжечь, надо всего лишь щелкнуть выключателем. А это действие совсем не похоже на то, что делали наши пращуры для получения огня. Фотоаппарат «рисует» портрет, но принцип дей¬ствия фотоаппарата не имеет абсолютно ничего общего с процедурой рисования портрета с помощью карандаша или кисти. Таким образом, бытовая техника утрачивает код действий, что наиболее очевидно проявляется в автоматике, сводящей к минимуму вмешательство че¬ловека в ее работу. Нажатие кнопок — стандартное действие, которое всегда одинаково выполняется, но ведет совсем не к одинаковым последствиям.
Однако в пространстве культуры не может быть объектов, лишенных семиотического смысла, ничего не говорящих ни уму, ни сердцу. Перестав видеть в сложной бытовой технике код действий, люди начали придавать больше значения другому знаковому коду, в качестве которого она может выступать: в ней, как и во всех предметах быта, закодирована информа¬ция о ее владельце — о его образе жизни, имущественном положении, со-циальном статусе. В результате бытовая машинерия и электротехника стали усиленно наделяться символическим значением. Сложная бытовая техника ныне «говорит» не языком действий, а языком символов.
Символическое значение приобретает уже не только эти предметы как таковые: важна их марка. Возникает символическое, или как его называют, демонстративное потребление вещей, в котором главное — не их прагматическая функция, не их реальная польза, а престижность марки. Язык техники «переводится» на язык марок, торговых знаков, этикеток, которые «прочитываются» как «тексты», говорящие не столько о качествах вещей, сколько о качествах их владельцев.

3. Образ техники в культуре

Образ техники — представление о ней, которое характерно для дан-ной культуры, — определяет отношение людей к технике и примене¬нию, оценку ее достоинств и недостатков, духовную атмосферу, в ко¬торой она развивается.
В первобытной культуре техника (ручные орудия, простейшие меха-низмы) в духе мифологического мышления наделялась магическими свойствами. Охотники и воины совершали особые ритуальные действия, чтобы придать силу своему оружию. Добывание и хранение огня было окружено сакральным (священным) культом. Техника колдовства — как исполнительская (жесты, танец, заклинания), так и предметная (талис¬маны, жезлы, сосуды) — считалась способом общения с духами.
В античные времена люди стали смотреть на технику как на тво¬рение разума. Изобретательский талант считался божественным да¬ром. Греки не проводили различия между техникой и искусством, ремеслом и художеством: и то и другое для них было «техне», мастер¬ством, искусной работой.
В религиозной культуре Средневековья техника считалась одним из данных Богом условий человеческого бытия. Технические нова¬ции осуждались как попытки отойти от установленных Богом кано¬нов. Тем не менее творческая мысль в Средние века не останавлива¬лась и новшества постепенно входили в жизнь, хотя это подчас и до¬рого стоило изобретателям, которых обвиняли в колдовстве и связях с нечистой силой.
С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важ-нейший фактор общественного прогресса.
Однако вместе с тем появление машин, заменяющих ручной труд, вызывает и недовольство у части населения. В глазах пролетариев, теряющих работу из-за того, что применение машинной техники ве¬дет к сокращению рабочих мест, машина представляется источником их бед. В первой трети XIX века в Англии возникает луддистское дви¬жение против машин, участники которого громят их.
Образ техники в массовом сознании получает у разных народов на-циональную окраску, связанную с историко-географическими особен-ностями страны. У земледельческих народов представление о технике связано прежде всего с сельскохозяйственными работами (соха, плуг, телега, мельница). Со времен Древнего Рима в западноевропейских странах долгое время техникой называлась главным образом стро-ительная техника (подъемные механизмы, тачки, инструменты для об-работки камня). На Востоке культ духовного совершенствования издревле связал образ техники преимущественно с техникой специаль¬ных упражнений: школы йоги, восточной борьбы медитации и т. п.
В России, где крестьянство до XX века составляло основную мас¬су населения, народный образ техники формировался как отраже¬ние нехитрых хозяйственных и бытовых приспособлений. Молот, горн, наковальня и искусство кузнеца — создателя техники — пользо¬вались, как и он сам, особым уважением. Не случайно до сих пор час¬то встречается фамилия «Кузнецов»: причастность к кузнечному делу была, видимо, предметом гордости. Техника воспринималась крестья¬нами как естественное условие быта, им было чуждо противопостав¬ление ее природе.
С эпохи Петра I развитие промышленности в России сопровож-далось ввозом западной машинной техники. Ее отличие от традици¬онной сельскохозяйственной и ремесленной техники с самого нача¬ла бросалось в глаза. К ней относились как к чужой, «басурманской», она нередко казалось ненадежной, вызывала подозрение и недоверие.
После Октябрьской революции, в период быстрого роста социали-стической индустрии, крестьянское недоверие к «мудреным маши¬нам» сменяется представлением о могуществе производственной и военной техники и надеждой, что она обеспечит материальное изоби¬лие и защиту страны о врагов. В советской России воспевается жизнь «в буднях великих строек, в веселом грохоте, огнях и звонах», восхи¬щение вызывают электричество, «железный конь» (трактор), аэро¬планы, «грозные боевые машины» (танки).
В XX веке во всех странах развертывается начавшаяся еще в XIX веке борьба двух тенденций — техницизма (технофилии) и антитехницизма (технофобии). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм — как зло. Эти два противоположных об¬раза техники сосуществуют в мировой культуре и поныне, выража¬ясь в общественном мнении, в искусстве и философии.
Технофилы уверены в необходимости и благотворности дальнейше¬го технического прогресса, они оптимистично смотрят в будущее, пола¬гая, что развитие техники обеспечит процветание человечества. Техно-фобы, наоборот, считают технический прогресс пагубным для человече¬ства, они весьма пессимистично оценивают будущее человеческого общества, если оно не свернет на путь «нетехнологического» развития.

4. Перспективы технического прогресса

Антитехницисты (технофобы) указывают на следующие главные опасности, которыми угрожает человечеству технический прогресс.
1.  Технический прогресс обедняет духовную жизнь человечества, выдвигая в центр внимания людей заботу о материальном ком форте, который создает техника. Техника унифицирует, стандар¬тизирует условия жизни людей, уничтожает национальное свое¬образие культур, а вместе с тем — и свойственные народам осо¬бенности их духовной жизни. В результате духовная культура вырождается и умирает.
2.  Технический прогресс превращает человека в раба техники. Осво-бождая людей от тяжелой, однообразной работы, техника вместе с тем требует от них труда по ее созданию, обслуживанию, уходу за ней. Чтобы избавиться от этого труда, человек вынужден созда¬вать новую технику для его выполнения. В результате сейчас 80-90% новой техники создается не для обслуживания человека, а для обслуживания техники. Таким образом, технический прогресс не столько сберегает человеческий труд, сколько изменяет его на¬правленность: раньше человек работал на себя, теперь же техника заставляет человека все больше работать на нее.
3.  Технический прогресс разрушает природную основу человеческо-го бытия. В ходе него человек противопоставляет себя природе и стремится к господству над ней. Природа грабится и беспощадно разрушается. Дальнейшее развитие техники грозит человечеству экологической катастрофой.
4.  Особую опасность представляет возможность самоуничтожения человечества в результате неосторожного обращения с атомной техникой. Не только накопление ядерного оружия, но и мирное использование атомной энергии несет страшные опасности, при¬мером чему может служить чернобыльская трагедия.
5.  К этому добавляется и угроза самоотравления человечества в ре-зультате использования искусственно созданных заменителей при¬родных продуктов и материалов.
Общий вывод, к которому склоняются приверженцы антитехни-цизма, состоит в том, что технический прогресс есть путь, ведущий к гибели человечества.
Однако антитехницистские концепции выглядят сомнительными. Остановить технический прогресс невозможно.
Не следует обвинять технику в том, в чем виноват сам человек. Опасность для человека представляет не технический прогресс, а он сам. Он сам для себя опасен — потому что недостаточно хорошо рассчитывает последствия технического прогресса и плохо управ¬ляет им.
Противоречия технического прогресса — это противоречия, рож-денные человеческой деятельностью. И если человек своей деятель¬ностью создает эти противоречия, то он должен и разрешать их с по¬мощью своей деятельности. Спасение от угроз, которые несет тех¬нический прогресс, — не в том, чтобы его остановить, в том, чтобы управлять им. Ошибки в расчете и управлении неизбежны, но из это¬го не следует, что надо отказаться от прогресса, чтобы вообще ничего не рассчитывать и ничем не управлять. Из этого следует лишь то, что надо стараться совершать поменьше ошибок.
Вывод антитехницистов о гибельности технического прогресса для человечества несостоятелен. Выход из противоречий и трудностей, которые в ходе него возникают, возможен. Для этого есть три пути.
Во-первых — развитие науки и инженерии. Именно они дают сред-ства спасения от нежелательных для человечества последствий тех-нического прогресса. Например, чтобы решать экологическую про¬блему, нужно не отказываться от всякого воздействия на природу, а разумно, на основе научного подхода строить взаимодействие чело¬века с нею. Разумная деятельность человека должна стать фактором, обеспечивающим не только сохранение, но и улучшение экологиче¬ских условий жизни человечества за счет рационального природо¬пользования.
Во-вторых — развитие духовной и социальной культуры, утверж-дение гуманистических ценностей и идеалов, которым должен слу¬жить технический прогресс, и нацеливание его на то, чтобы он способствовал реализации этих ценностей и идеалов. Только так можно предотвратить, например, опасность превращения человека в раба техники.
В-третьих — совершенствование системы управления обществом. Именно это должно обеспечить принятие и выполнение решений, обеспечивающих безопасность технического прогресса. Например, чтобы успешно решать глобальные проблемы (угроза применения ядерного оружия, разрушение озонового слоя атмосферы и пр.), не¬обходимы мир и сотрудничество всех стран Земли, развитие и укреп¬ление системы международных организаций.

Заключение

Итак, в заключении следует отметить, что целесообразная организация человеческой деятельности предпола¬гает подбор необходимых средств и способов действий, планирование и выполнение определенной последовательности операций. Эта организационная сторона человеческой деятельности образует ее технологию1.
Технология человеческой деятельности, в отличие от деятельно¬сти животных, не дана человеку «от природы», а представляет собою культурное явление. Ниша, занимаемая ею в культурном простран¬стве, — это область технологической культуры.
Технологическая культура включает в себя знания ирегулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Это ее смысловая, информативная, содержательная сторона. Но, как и во всех областях культуры, в ней имеется также и материальная сторо¬на — знаковый материал, в котором кодируются, объективируются ее смыслы.
Как и всюду в культуре, важнейшее место тут занимает вербальный язык — самая мощная из используемых людьми знаковых систем. Но в технологической культуре большую роль, чем в других областях культуры, играют невербальные формы кодирования информации, в особенности — функциональные знаки, т. е. предметы и процессы, включенные в человеческую деятельность и несущие в себе информа¬цию о ней. Технологическая информация далеко не все¬гда находит выражение в словах: люди часто не могут передать слова¬ми секреты своего мастерства, и их способы действий, умения, знания остаются запечатленными лишь в самих актах деятельности, в оруди¬ях труда, инструментах, механизмах. Техника несет в себе знание, с по¬мощью которого она создана, но чтобы вербализовать, изложить сло¬вами это знание, нужно рассматривать машину как «текст» и уметь «пе¬реводить» смысл этого «металлического текста» на человеческий язык.

Список источников и литературы

1. Бердяев Н.А. Человек и машина. // Вопросы философии. 1989. № 2.
2. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.В.Попова.-М.: ВЛАДОС, 1996.
3. Вернадский В.И. Природа и общество. –М., 1986.
4. Гуревич П.С. Культурология: Учебник.  –М., 2005.
5. Каган М.С. Философия культуры. - Санкт-Петербург: ТОО ТК "Петропо¬лис", 1996.
6. Культкрология: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. А.А. Радугина. -М., 1996.
7. Мамонтов А.С. Культурология: Учебник. –М., 2005

Категория: Работы по культурологии | Добавил: Анастасия (05.10.2012)
Просмотров: 2073 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
Рекламное место свободно!
По вопросам добавления рекламы
обращаться к администрации сайта.