ДИПЛОМ "Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения"
Содержание
Введение Глава 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения 1.1. Понятие, сущность и состав земель сельскохозяйственного назначения 1.2. Общая характеристика законодательства РФ о землях сельскохозяйственного назначения, как объекта правового режима 1.3. Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения
Глава 2. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения
2.1. Понятие управления правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения 2.2. Виды прав на земли сельскохозяйственного назначения, особенности их возникновения, осуществления и прекращения
Глава 3. Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения
Заключение
Список источников и литературы 68
Приложение
Введение
Земельное право — самостоятельная отрасль права, направленная на регулирование земельных отношений в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях, у юридических лиц и граждан и имеющая своей задачей закрепление, совершенствование и создание эффективного земельного строя в России, основанного на частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности на землю, который обеспечивает рациональное использование и охрану земель, надлежащие условия равноправного развития форм хозяйствования, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды и охраны земельных прав граждан и других пользователей землей. Правовой режим землеустройства специфичен как по фактическому, так и по правовому содержанию, поэтому он выделен в особый институт российского земельного права. Земля, обладая свойством территории, пространственного базиса для размещения объектов, одновременно является пространственным базисом для природных объектов: лесов, вод, растительности и др. При этом она — часть окружающей среды, и отношения по землепользованию подпадают под действие эколого-правового режима. Грань перехода от земельно-правового регулирования к эколого-правовому и другим формам регулирования весьма относительна и может быть определена только при решении конкретной правовой задачи. Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, приоритетное значение которой обусловлено их социально-экономической значимостью. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Целью исследования является определение современного состояния правового регулирования отношений по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: изучить понятие, сущность и состав земель сельскохозяйственного назначения; общую характеристику законодательства РФ о землях сельскохозяйственного назначения, как объекта правового режима; рассмотреть субъекты, осуществляющих использование земель сельскохозяйственного назначения и особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения. Предметом исследования является комплекс правовых норм, регулирующих охрану земель сельскохозяйственного назначения, определяющих особенности промышленного загрязнения земель, причинения вреда и его возмещения в данной сфере; теоретические разработки в области правовой охраны почв и земель сельскохозяйственного назначения. Объект исследования: земли сельскохозяйственного назначения. Методологическую основу исследования составили общие (анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения, комплексного подхода) и частные (сравнительного правоведения, историко-правовой, логического анализа) методы исследования. Исследовательская база работы представлена как нормами действующего гражданского и земельного законодательства, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, судебной практикой, так и работами ряда авторов в сфере земельных отношений. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе положения могут быть использованы в правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в правоприменительной деятельности судов, а также в учебной деятельности юридических вузов и факультетов. Теоретической базой послужили труды следующих авторов: Веденина Н.Н., Дьякова А.П., Ерофеева Б.В., Ибрагимова К.Х., Иванова С.В., Калинина Н.И., Кособродова В.М., Ялбулганова А.А. и др.
Глава 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения
1.1. Понятие, сущность и состав земель сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются все зем¬ли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначен¬ные для этих целей и расположенные за чертой поселений (ст. 77 ЗК РФ). В определении данной целевой категории усматриваются неко¬торые неточности. Так, например, вряд ли правомерно к землям сель-скохозяйственного назначения относить земли, предназначенные, но не предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства. Если земли еще не предоставлены для ведения сельского хозяйства (хотя и предназначены для использования в этих целях в будущем), то они, вероятно, находятся в составе другой целевой категории (земель запаса, лесного фонда и др.) и землями сельскохозяйственного назна¬чения считаться не могут. Следует также отметить, что в пределах черты населенных пунктов (особенно сельских) имеются значитель¬ные площади земель, предназначенных для ведения сельскохозяй¬ственного производства, но оказавшихся в пределах административ¬ных границ поселений при их расширении или установлении их черты. Эти земли принято называть землями сельскохозяйственного использования. На этих землях производится сельскохозяйственной продукции порядка 20—30% от общего объема сельскохозяйственно¬го производства в стране . ..................................... Рациональным будет лишь такое использование земли в сельском и лесном хозяйстве, которое ведет к сохранению и умножению ее плодородия и обусловливает необходимость при использовании земли в сельском и лесном хозяйстве применять такие способы и приемы ее обработки, которые не только не уменьшают ее плодородия, а наоборот - всемерно увеличивают его. Этим же обусловлена необходимость установления таких обязанностей пользователей землями сельскохозяйственного назначения, как повышать ее плодородие, вносить необходимое количество удобрений, применять чистые пары, плоскорезы и т. п., и необходимость установления различного рода поощрений заботливого использования земель сельскохозяйственного назначения. Действующим законодательством предусматривается экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование и охрану земель, направленное на повышение их заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.
1.2. Общая характеристика законодательства РФ о землях сельскохозяйственного назначения, как объекта правового режима
Земельные отношения как часть общественных отношений развиваются сообразно развитию последних. Замена социалистической общественной формации на капиталистическую повлекла за собой необходимость соответствующего трансформирования земельных отношений, созда¬ния нового земельного правопорядка, т.е. проведения земельной ре¬формы. Земельная реформа в России представляет собой преобразование земельных отношений на основе : ....................................... Монополия государственной собственности на землю предопре-деляла невозможность ее гражданского оборота, связанного с отчуж-дением права собственности на земельные участки. Оборотоспособность земель могла развиваться только на базе частной собственности на землю, которая могла бы служить ключом к развитию рыночных отношений. Однако в рамки рыночных отношений не вписывалась колхозно-совхозная система землепользования, основанная именно на государственной собственности на землю и иные средства производ¬ства. Требовалась ее коренная реорганизация. ...................................... ...................................
1.3. Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения
Земельная реформа в России ставит своей важнейшей задачей максимальное включение лиц, работающих на земле, в механизм отношений собственности: здесь главными фигурами в земельных отношениях являются не те, кто наделен титулом на право хозяйственной эксплуатации земли, а те, кто непосредственно осуществляет эту эксплуатацию. Фактическая реализация правового режима земель сельскохозяйственного назначения осуществляется именно в сфере правомочий субъектов правоотношений по непосредственному использованию угодий. Рассмотрим юридический статус этих субъектов и их правомочия по отдельности. Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в широком смысле. Выделение их в таком аспекте обусловлено следующими мотивами. 1. Они являются субъектами чисто земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель. Это собственники земель в их разновидности: землевладельцы, землепользователи, как постоянные, так и временные, арендаторы. Их правовой статус удостоверяется специальными документами — свидетельством на право собственности; пожизненного наследуемого владения; бессрочного или постоянного пользования, а также договорами на право временного пользования и аренды. Данные лица подлежат обязательной регистрации государством в силу обретения ими особых правомочий в отношении земельных участков, регистрация осуществляется в органах местного самоуправления и их администрации. Даже в том случае, если сельскохозяйственное предприятие передало гражданам свой земельный массив на праве общей долевой собственности и эти сособственники используют свои земли в составе предприятия, право сособственников на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми органами местного самоуправления. В документах указывается размер земельной доли. Получение титула на право использования земель сельскохозяйственного назначения возлагает на субъектов данных правоотношений особую ответственность. Например, если наемный работник при вы- полнении земледельческих работ несет ответственность только за результаты своего труда на земельном участке, то землевладелец отвечает перед государством за фактическое состояние этого участка и может лишиться его при определенных условиях либо получить наказание за бесхозяйственное использование земли. 2. .................................. ............................. Подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие выводы. 1. Все субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения можно подразделить: на субъекты в широком смысле — обладающие титулом на право использования земель (собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы); субъекты в узком смысле — осуществляющие непосредственную эксплуатацию сельскохозяйственных угодий на законных основаниях без наличия титула на право их использования (работники сельскохозяйственных предприятий, лица, работающие по договору и т.п.). 2. Перечисленные субъекты обладают определенными правомочиями по использованию земель сельскохозяйственного назначения, круг которых различен в зависимости от статуса этих субъектов. 3. Все правомочия субъектов по использованию земель сельскохозяйственного назначения выражаются в трех основных функциях, заключающихся в праве владения, пользования и распоряжения земельными участками. 4. Правомочия субъектов конкретизируются в каждом конкретном случае использования земель с учетом действующего законодательства, устава сельскохозяйственной организации, состояния используемых угодий и экологической обстановки данной местности. Таким образом, подводя итог, изложенному выше, отметим, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за чертой поселений и предоставленные для нужд сельского хозяйства либо предназначенные для этих целей. К таким землям относятся земли, обладающие плодородным слоем - почвой, необходимым для производства сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения призваны обеспечивать нормальное функционирование всего сельскохозяйственного производства в России, поэтому земли сельскохозяйственного назначения, в свою очередь, подразделяют на сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Глава 2. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения
2.1. Понятие управления правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения
Земельное законодательство предусматривает поэтапный порядок проведения земельной реформы в Российской Федерации. Право распоряжения землей осуществляют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (первый этап), а затем происходит перераспределение земли с учетом оптимальных потребностей общества (второй этап). В соответствии с Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 (в ред. От 11.12.1992) был установлен двухгодичный срок для реформирования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, была внедрена идея ускоренного массового разукрупнения сельскохозяйственных предприятий в административном порядке: были созданы общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типа, ассоциации сельскохозяйственных кооперативов, индивидуальных семейных, частных и коллективных предприятий и т.п. Суть аграрной реформы заключается в реформировании организационно-правовых форм бывших сельскохозяйственных предприятий и приведении их в соответствие со ст. 50 ГК РФ (хозяйственные общества, акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, товарищества (полное и товарищество на вере) и производственные кооперативы), разделе принадлежащего им имущества на паи для наделения работников этих предприятий, а также приватизации земель этих предприятий, которые были переданы в собственность коллективов, работающих на предприятиях, для выделения каждому причитающейся земельной доли . Важным этапом аграрной реформы являются Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996—2000 гг. и Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996—2000 гг. Основной объем работы по проведению земельной реформы был возложен на Государственный комитет РФ по земельной политике и его органы на местах, а затем — Федеральную службу земельного кадастра (Госземкадастр) России. ............................................
2.2. Виды прав на земли сельскохозяйственного назначения, особенности их возникновения, осуществления и прекращения
Право граждан на землю — весьма важный и обширный правовой институт. Земельные участки гражданам могут предоставляться практически на всех категориях земель. Однако по территориальному и целевому признакам право граждан на землю можно подразделить на два вида: право граждан на землю в городах и поселках городского типа и пра¬во граждан на земли в сельской местности, включая земли сельскохозяйственного назначения, сельские населенные пункты и некото-рые др. В первом случае целевое назначение предоставляемых гражданам (или приобретаемых ими) земельных участков не связано прямо с произ-водством сельскохозяйственной продукции, их прямое целевое назначе¬ние — удовлетворение жилищных и иных бытовых и культурных нужд населения. В другом случае, в сельской местности, целевое назначение предоставляемых гражданам земельных участков в подавляющем боль-шинстве имеет прямое назначение — производство сельскохозяйствен¬ной продукции, а в связи с этим — и как место проживания граждан. Исходя из этого, и правовой режим этих земель (в городах и сельской местности) существенно различается. Правовой режим земель, предос¬тавляемых гражданам в городах и поселках городского типа, будет рас¬смотрен в специальной главе учебника. Здесь же предмет рассмотре¬ния — правовой режим земель, предоставляемых гражданам на землях сельскохозяйственного назначения. Право на получение земельных участков в собственность или в пользование имеют все граждане Российской Федерации, не лишенные дееспособности и достигшие совершеннолетия, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Последние не могут иметь земель¬ные участки на праве собственности лишь в приграничных территори¬ях и в иных регионах по перечню, утверждаемому Правительством РФ (ст. 15 ЗК РФ). Право иностранных граждан на аренду и безвозмездное срочное пользование земельными участками не ограничено. С учетом организационно-хозяйственной целесообразности граж-дане вправе создавать объединения, чаще всего в форме товариществ, обществ, кооперативов (садоводческие, огороднические, дачные, жи-вотноводческие, жилищно- и гаражностроительные и т.п.), сохраняя статус субъектов права на землю. ........................ Право граждан на земельные участки может возникнуть по двум ос-нованиям: ........................... Бесплатно земельные участки в собственность граждан могут быть предоставлены : .............................. Размеры предоставления в собственность земельных участков нор-мируются в зависимости от вида разрешенного использования. Законо-дательно устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставления гражданам в собственность земельных участ¬ков из земель, находящихся в государственной или муниципальной соб-ственности. Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества, животноводства, пре-дельные размеры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индиви-дуального жилищного строительства — нормативно-правовыми акта¬ми органов местного самоуправления. Это — в общем случае. Однако при предоставлении земельных участков в собственность граждан на безвозмездной основе право устанавливать максимальные размеры пре-доставлено собственникам земель, а именно: ................................. В некоторых случаях (коллективное жилищное строительство, га-ражное строительство, предпринимательская деятельность) предель¬ные размеры предоставления земельных участков устанавливаются по типовым нормативам или в соответствии с проектно-технической до-кументацией. Предоставление земельных участков на праве аренды и срочного пользования законодательством не нормируется. Отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участ-ков, находящихся в государственной или муниципальной собственное ти, для целей строительства не допускается (ст. 28 ЗК РФ), за исключе¬нием случаев, когда эти земли изъяты из оборота, имеется запрет на их приватизацию или они зарезервированы в установленном порядке для государственных или муниципальных нужд . .................................................. В частности, крестьянские (фермерские) хозяйства как субъекты права на землю обязаны: 1) использовать земельный участок в соответствии с целевым на-значением и разрешенным использованием способами, которые не долж¬ны наносить вреда окружающей природной среде, земле как природно¬му объекту; 2) сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельном участке в соответствии с законодатель¬ством; 3) осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водами и др. природными объектами; 4) своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков прямо предусмотре¬ны договорами; 5) своевременно производить платежи за земельные участки; 6) соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, сани-тарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Бесспорно, Федеральный Закон № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", во многом конкретизировал и закрепил те принципы, которые были заложены в Земельном кодексе РФ, позволив исключить незавершенное толкование некоторых статей Земельного кодекса РФ. В частности, часть 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ, статьи 8 и 9 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" приобрели значимость и могут быть использованы при сделках с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Федеральный Закон № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является, прогрессивным документом, направленным на объективное и однозначное толкование норм земельного законодательства. Тем не менее некоторые моменты в области регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения данным нормативным актом не были затронуты. Так, в Законе не определены условия, при которых использование земельного участка без изменения его назначения неэффективно и, как следствие, требует перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
Глава 3. Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения
Под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения понимается система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 ЗК РФ). Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, ЗК РФ, земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ. 1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности. 2. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности. Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом зональных, региональных особенностей. 3. ......... .......................... 1. Административная ответственность. В статьях ЗК РФ установлено, что данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды. Наложение штрафов на виновных не снимает с них обязанности по устранению нарушения. Налагаются и взимаются штрафы полномочными государственными органами, к которым следует отнести и местные органы Госкомзема, а также органы санитарного и эпидемиологического контроля, органы Министерства природных ресурсов РФ. Полномочный орган рассматривает материалы о наложении штрафа в установленном порядке и в срок от пяти до 15 дней. Штраф взыскивается в бесспорном порядке. Но это может быть обжаловано в суд, решение которого обязательно. 2. ....................... .................................... Порядок привлечения правонарушителей к юридической ответ-ственности подробно изложен в гл. «Ответственность за нарушение зе-мельного законодательства» настоящего учебника. Помимо этого, п. 2 ст. 47 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дач¬ных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что садо¬вод, огородник и дачник может быть лишен прав на землю, включая право собственности на нее, за умышленное или систематическое со¬вершение нарушений, предусмотренных земельным законодательством (ст. 54 ЗК РФ и ст. 284—286 ГК РФ). Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных не-коммерческих объединениях граждан» устанавливает достаточно жес¬ткую дисциплинарную, административную и уголовную ответствен¬ность должностных лиц государственных и муниципальных органов за нарушение земельного законодательства в сфере садоводства, огород-ничества и дачного хозяйства. В частности, к административной от-ветственности должностные лица могут привлекаться за следующие нарушения земельного законодательства (ст. 47—50 указанного Феде-рального закона) : нарушение установленных сроков рассмотрения заявлений о пре-доставлении земельных участков; сокрытие информации о наличии свободных земель; нарушение требований при отводе земельных участков; противоправные действия, повлекшие за собой самовольное заня¬тие земель в границах объединений либо в зонах их размещения. К уголовной ответственности должностные лица привлекаются за следующие нарушения законодательства: регистрацию заведомо незаконных сделок с садовым, огородным и дачным участком; искажение учетных данных государственного земельного кадастра; умышленное занижение размеров платежей за землю. В случаях, не влекущих за собой административной или уголовной ответственности, должностные лица, виновные в неисполнении или не-надлежащем исполнении своих обязанностей в связи с ведением гражда-нами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, подвергаются дисциплинарному взысканию в виде замечания, выговора, увольнения с работы в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. В сельской местности широко практику¬ется сезонное землепользование, когда земельные участки предостав¬ляются на сезон для сенокошения или выпаса скота. Для этих целей земельные участки могут предоставляться гражданам : ............................... Таким образом, любой частный собственник земли может предос-тавлять земельный участок для сенокошения или выпаса скота на без-возмездной основе иному гражданину в строчное пользование. Срок и условия предоставления определяются договором, заключенным меж¬ду сторонами (ст. 24 ЗК РФ). Для этих же целей земельные участки могут предоставляться соб-ственником земли (включая и государственные органы власти и органы местного самоуправления) в краткосрочную аренду (ст. 22 ЗК РФ). При этом договоры аренды земельного участка или безвозмездного срочно¬го пользования землей, заключенные на срок менее одного года, не под¬лежат государственной регистрации, за исключением случаев, установ¬ленных федеральным законодательством (ст. 26 ЗК РФ). Кроме того, в соответствии со ст. 23 ЗК РФ земельные участки для сенокошения или выпаса скота могут предоставляться в порядке уста-новления частных или публичных сервитутов. Частный сервитут уста-навливается по договоренности сторон, а публичный — нормативными правовыми актами РФ, ее субъектов или органов местного самоуправле-ния. Сервитут подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Для сенокошения и выпаса скота земельные участки могут предос-тавляться гражданам из состава пригодных для этого земель лесного фонда в порядке побочного лесопользования (ст. 80 Лесного кодекса РФ). Предоставление земельных участков для сенокошения и выпаса скота из земель лесного фонда осуществляется по решению районной администрации по согласованию с соответствующим органом лесного хозяйства. Основанием для осуществления сельскохозяйственного ле-сопользования, в том числе сенокошения и выпаса скота, является лес¬ной билет, который выдается лесопользователям лесхозом. Он выдает¬ся на один сезон и в нем указывается место лесопользования, срок и порядок его осуществления, обязанности лесопользователя, а также размер платы. Земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйствен-ных угодий — это доля в праве общей собственности на земельные уча-стки из земель сельскохозяйственного назначения. К сделкам с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельско-хозяйственного назначения применяются правила ГК РФ. ............................ Таким образом, под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения следует понимать систему научно обоснованных мероприятий, закрепленных в земельном законодательстве и направленных на обеспечение всеми участниками земельных отношений сохранения и повышения плодородия этих неиспользуемых земель в интересах нынешнего и будущего поколения людей. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения представляет совокупность предпринимаемых субъектами земельных отношений целенаправленных действий, призванных обеспечить эффективное сельскохозяйственное производство в соответствии с объективными закономерностями развития природы и общества. Подводя итог сказанному, следует отметить, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно.
Заключение
Согласно проведенному исследованию следует, что институт правового режима земель сельскохозяйственного назначения, как важнейшей категории земель, традиционно находящейся на первом месте в земельном законодательстве, по существу отсутствует в Проекте. А данный институт должен охватывать вопросы направления использования земель, субъектный состав землепользователей, порядок и условия предоставления земель, титулы землепользования, права и обязанности землепользователей, особенности и гарантии использования сельскохозяйственных земель по их назначению. Попытка разработчиков Проекта отослать регулирование важнейших вопросов в области сельскохозяйственного землепользования к предполагаемому федеральному закону об обороте сельскохозяйственных земель и к законодательству субъектов РФ означает не что иное, как уход от решения актуальной проблемы – наделения сельскохозяйственных предприятий всех организационно- правовых форм как негосударственного типа, так и унитарных правами землепользования , позволяющими стабилизировать и нормально развивать производство сельскохозяйственной продукции с применением основ научной агрономии, немыслимой без рациональных севооборотов, с внедрением высоких технологий как необходимого экономического атрибута ХХI века. Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы. ...................................... Все вышесказанное приводит к убеждению, что земли сельскохозяйственного назначения представляют собой огромную ценность для общества, играют экологическую, экономическую, социальную, политическую роль в жизни общества. Земли сельскохозяйственного назначения являются важнейшими по сравнению с другими категориями земель. Важность земель сельскохозяйственного назначения во многом обусловлена тем, что в сельском хозяйстве земля является основным средством производства продуктов питания, кормов для животных, сырья для промышленности. Ценность земель сельскохозяйственного назначения в немалой степени предопределяется возможностью воспроизводства сельскохозяйственных культур. Подобное воспроизводство обеспечивается плодородным слоем земли - почвой.
Список источников и литературы
1. Земельный кодекс РФ (в ред. ФЗ от 30.06.2003 N 86-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.10.2004 N 123-ФЗ). 2. Федеральный закон РФ от 18.07.2005 года № 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве"//Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. № 30 (ч.1). Ст.3098. 3. Федеральный закон РФ от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"//Собрание законодательства РФ. 27.12.2004. № 52 (часть 1). Ст.5276. 4. Федеральный закон РФ от 07.07.2003 года № 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"//Собрание законодательства РФ. 14.07.2003. № 28. Ст.2882. 5. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст.3822. 6. Федеральный закон РФ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"//Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст.3018. 7. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"//Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. № 43. Ст.4190. 8. Федеральный закон РФ от 14.11.2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"//Собрание законодательства РФ. 02.12.2002. № 48. Ст.4746. 9. Федеральный закон РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. № 44. СТ.4148. 10. Федеральный закон РФ от 02.01.2000 года № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"// Собрание законодательства РФ. 10.01.2000. № 2. Ст.149. 11. Быстров Г. Е. О правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения. М.: 2003 г. – 417 с. 12. Веденин Н.Н. Земельное право М.: Юриспруденция 2003 г. – 321 с. 13. Дьяков А.П. Правовое регулирование купли-продажи и аренды земельных участков в новом земельном законодательстве Российской Федерации. // Современное право. 2003. № 3. 14. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Краснов. — 9-е изд., перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 656 с. 15. Жарикова Ю.Г. , Улюкаев В.Х. Земельное право: Учебник. –М.: Юрайт-Издат, 2005. -477 с. 16. Ибрагимов К.Х. Понятие и особенности права собственности на земли сельскохозяйственного назначения. // Правовые вопросы строительства. 2006. № 1. 17. Ибрагимов К.Х. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. - М.: ЮНИТИ, 2004. -377 с. 18. Ибрагимов К.Х., Ибрагимова А.К. Земли сельскохозяйственного назначение: понятие, сущность и особенности правовой охраны. // Право и политика. 2004. № 4. 19. Иванова С.В. Правовое регулирование аренды земель сельскохозяйственного назначения. - М.: 2005. -403 с. 20. Калинин Н. Заканчивается эра земельных долей. // Хозяйство и право. 2006. № 4. 21. Калинин Н.И., Удачин А.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначен6ия" (с изменениями и дополнениями). - М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2004. – 957 с. 22. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. / Под ред. С.А.Боголюбова. - М.: Юрайт-Издат, 2006. – 847 с. 23. Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (постатейный). / Под ред. С.А.Боголюбова. - М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2003. – 624 с. 24. Кособродов В.М. К вопросу о предмете договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. // Законодательство и экономика. 2006. № 1. 25. Кузнецова Л.В. Преимущественное право: понятие и правовая природа. // Журнал российского права. 2004. № 10. 26. Мазуров А.В., Нахратов В.В., Чуркин В.Э. Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". - М.: Частное право, 2006. -548 с. 27. Можаровский В.В. Сделки с земельными участками. // Право и экономика. 2003. № 1. 28. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (постатейный)/Под ред. А.А.Ялбулганова. - М.: 2006. – 566 с. 29. Паршин А. Преимущественное право покупки у субъекта РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения. // Правовые вопросы недвижимости. 2006. № 1.
Приложение 1
Виды сделок с земельными долями граждан
Приложение 2
Выдел в натуре земельных долей до 1.01.2003 г.
Приложение 3
Выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности на землю (с. 13 ЗК РФ) с 01.01. 2003 г.
Приложение 4
Купля-продажа земельной доли (ст 12 ЗК РФ, ст. 250 ГК РФ)
Приложение 5 Из судебной практики ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ 19 марта 2002 г. N 56-Г02-5 (ВСДР) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - ............................................