Понедельник, 14.07.2025, 16:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Дипломные, курсовые, контрольные работы и рефераты для студентов

Меню сайта
Статистика

Примеры работ

Главная » Примеры работ » Работы по юридическим дисциплинам

Диплом . Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Содержание

Введение                                            3

Глава 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения                            6

1.1. Понятие, сущность и состав земель сельскохозяйственного назначения                                                    6
1.2. Общая характеристика законодательства РФ о землях сельскохозяйственного назначения, как объекта правового режима    12
1.3. Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения                            23

Глава 2. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения
                                                29
2.1. Понятие управления правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения                                            29
2.2. Виды прав на земли сельскохозяйственного назначения, особенности их возникновения, осуществления и прекращения                    44

Глава 3. Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения    54

Заключение                                        66

Список источников и литературы                            68

Приложение
 
Введение

Земельное право — самостоятельная отрасль права, направленная на регулирование земельных отношений в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях, у юридических лиц и граждан и имеющая своей задачей закрепление, совершенствование и создание эффективного земельного строя в России, основанного на частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности на землю, который обеспечивает рациональное использование и охрану земель, надлежащие условия равноправного развития форм хозяйствования, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды и охраны земельных прав граждан и других пользователей землей.
Правовой режим землеустройства специфичен как по фактическому, так и по правовому содержанию, поэтому он выделен в особый институт российского земельного права. Земля, обладая свойством территории, пространственного базиса для размещения объектов, одновременно является пространственным базисом для природных объектов: лесов, вод, растительности и др. При этом она — часть окружающей среды, и отношения по землепользованию подпадают под действие эколого-правового режима. Грань перехода от земельно-правового регулирования к эколого-правовому и другим формам регулирования весьма относительна и может быть определена только при решении конкретной правовой задачи.
Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, приоритетное значение которой обусловлено их социально-экономической значимостью.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Целью исследования является определение современного состояния правового регулирования отношений по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие, сущность и состав земель сельскохозяйственного назначения;
общую характеристику законодательства РФ о землях сельскохозяйственного назначения, как объекта правового режима;
рассмотреть субъекты, осуществляющих использование земель сельскохозяйственного назначения  и особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Предметом исследования является комплекс правовых норм, регулирующих охрану земель сельскохозяйственного назначения, определяющих особенности промышленного загрязнения земель, причинения вреда и его возмещения в данной сфере; теоретические разработки в области правовой охраны почв и земель сельскохозяйственного назначения.
Объект исследования: земли сельскохозяйственного назначения.
Методологическую основу исследования составили общие (анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения, комплексного подхода) и частные (сравнительного правоведения, историко-правовой, логического анализа) методы исследования.
Исследовательская база работы представлена как нормами действующего гражданского и земельного законодательства, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, судебной практикой, так и работами ряда авторов в сфере земельных отношений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе положения могут быть использованы в правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в правоприменительной деятельности судов, а также в учебной деятельности юридических вузов и факультетов.
Теоретической базой послужили труды следующих авторов: Веденина Н.Н., Дьякова А.П.,  Ерофеева Б.В., Ибрагимова К.Х., Иванова С.В., Калинина Н.И., Кособродова В.М., Ялбулганова А.А. и др.
 
Глава 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

1.1. Понятие, сущность и состав земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются все зем¬ли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначен¬ные для этих целей и расположенные за чертой поселений (ст. 77 ЗК РФ). В определении данной целевой категории усматриваются неко¬торые неточности. Так, например, вряд ли правомерно к землям сель-скохозяйственного назначения относить земли, предназначенные, но не предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства. Если земли еще не предоставлены для ведения сельского хозяйства (хотя и предназначены для использования в этих целях в будущем), то они, вероятно, находятся в составе другой целевой категории (земель запаса, лесного фонда и др.) и землями сельскохозяйственного назна¬чения считаться не могут. Следует также отметить, что в пределах черты населенных пунктов (особенно сельских) имеются значитель¬ные площади земель, предназначенных для ведения сельскохозяй¬ственного производства, но оказавшихся в пределах административ¬ных границ поселений при их расширении или установлении их черты. Эти земли принято называть землями сельскохозяйственного использования. На этих землях производится сельскохозяйственной продукции порядка 20—30% от общего объема сельскохозяйственно¬го производства в стране .
Земли сельскохозяйственного назначения — вторая по площади ка-тегория земель единого земельного фонда страны, занимающая более 39% всей территории России и имеющая особую значимость в народ¬ном хозяйстве страны, поскольку являются главным средством произ¬водства сельскохозяйственной продукции. Этим объясняется то обстоятельство, что для этих земель установлен режим особой охраны. К сожалению, в настоящее время как качественное состояние сельскохо¬зяйственных земель, так и эффективность их хозяйственного использо¬вания находятся на низком уровне. В результате деградации земель, изъятия для несельскохозяйственных нужд, а также нерационального и бесхозяйственного использования быстрыми темпами сокращаются площади продуктивных угодий. В преодолении этих негативных явле¬ний наряду с организационно-экономическими мерами, такими как мелиорация, повышение культуры земледелия и др., значительную роль играет хорошо продуманный и целенаправленный правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения, содержание которого — регулирование хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей в области рационального использования и охраны земель.
Прежнее земельное законодательство уже давно выделяло земли сельскохозяйственного использования — земельные угодья, используемые для нужд сельского хозяйства, в составе земель поселений, земель лесного фонда, земель водного фонда и других категорий земель, и устанавливало для них смешанный правовой режим.
Термин «земли сельскохозяйственного использования» получил официальное признание и юридическое закрепление в кодифицированных актах земельного законодательства России 1970 и 1991 годов. Оно относило к землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках и сельских населенных пунктах пашню, сады, виноградники, огороды, пастбища и предусматривало, что они предназначаются для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд.
..............................................
 
1.3. Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения

Земельная реформа в России ставит своей важнейшей задачей максимальное включение лиц, работающих на земле, в механизм отношений собственности: здесь главными фигурами в земельных отношениях являются не те, кто наделен титулом на право хозяйственной эксплуатации земли, а те, кто непосредственно осуществляет эту эксплуатацию.
Фактическая реализация правового режима земель сельскохозяйственного назначения осуществляется именно в сфере правомочий субъектов правоотношений по непосредственному использованию угодий. Рассмотрим юридический статус этих субъектов и их правомочия по отдельности.
Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в широком смысле. Выделение их в таком аспекте обусловлено следующими мотивами.
1. Они являются субъектами чисто земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель. Это собственники земель в их разновидности: землевладельцы, землепользователи, как постоянные, так и временные, арендаторы. Их правовой статус удостоверяется специальными документами — свидетельством на право собственности; пожизненного наследуемого владения; бессрочного или постоянного пользования, а также договорами на право временного пользования и аренды. Данные лица подлежат обязательной регистрации государством в силу обретения ими особых правомочий в отношении земельных участков, регистрация осуществляется в органах местного самоуправления и их администрации. Даже в том случае, если сельскохозяйственное предприятие передало гражданам свой земельный массив на праве общей долевой собственности и эти сособственники используют свои земли в составе предприятия, право сособственников на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми органами местного самоуправления. В документах указывается размер земельной доли.
Получение титула на право использования земель сельскохозяйственного назначения возлагает на субъектов данных правоотношений особую ответственность. Например, если наемный работник при вы- полнении земледельческих работ несет ответственность только за результаты своего труда на земельном участке, то землевладелец отвечает перед государством за фактическое состояние этого участка и может лишиться его при определенных условиях либо получить наказание за бесхозяйственное использование земли.
2. Они должны обладать определенной земельной правоспособностью. Например, земельный участок не может быть предоставлен для ведения фермерского хозяйства, если гражданин не обладает опытом работы в сельском хозяйстве. Работать же на земле вправе и лица, не обладающие земельной правоспособностью. Так, если главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть лишь лицо, достигшее 18-летнего возраста, то работать на крестьянском поле могут и несовершеннолетние.
3. Право на получение титула землевладения и землепользования имеют не всякие лица, а только те, которым это разрешено законом, и лишь для тех целей, которые в нем определены.
Субъекты правоотношений по использованию земель в узком смысле-— это любые лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков на законных основаниях без обладания титулом на право собственности, владения, пользования, аренды. Их можно подразделить на две группы. Первая — лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков. К их числу относятся :
работающие у землевладельцев, землепользователей, собственников земли и арендаторов в качестве наемных работников по трудовому договору;
лица, работающие у арендаторов, землевладельцев, землепользователей, собственников земли по гражданско-правовым договорам подряда, капитального строительства и т.п.
Вторая — лица, осуществляющие деятельность по хозяйственной эксплуатации земельных угодий через руководство непосредственными производителями работ на землях сельскохозяйственного назначения. Так, агроном сельскохозяйственного предприятия, разрабатывая таблицу ротации севооборотов, организует эффективное использование угодий своего хозяйства, хотя сам не применяет своего труда непосредственно на земле.
Правомочия в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения у субъектов правоотношений обоих видов имеют определенную общность.
В зависимости от вида субъектов эти функции имеют различный объем. Так, у собственника земельного участка они присутствуют в полном объеме; у землевладельца, землепользователя и арендатора — в усеченном виде, а у субъектов правоотношений по использованию земель (работников предприятий, лиц, работающих по договорам) — лишь в определенной части.
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ, субъектами права на земли сель-скохозяйственного назначения могут быть граждане (в том числе ино-странные), их объединения и юридические лица, которым земельные участки предоставляются для целей, связанных с сельскохозяйствен¬ным производством.
Правосубъектность граждан наступает по достижении ими полного совершеннолетия (18 лет), за исключением членов сельскохозяйствен¬ных кооперативов, земельная дееспособность которых, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохо-зяйственной кооперации», наступает с 16 лет.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставля-ются гражданам или приобретаются ими для конкретных целей, кото¬рые указываются в акте предоставления (разрешенное использование): для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства, животноводства, огородниче-ства. Указанные земли могут предоставляться (приобретаться) на пра¬ве собственности или аренды.
..............................................
2.1. Понятие управления правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения

Земельное законодательство предусматривает поэтапный порядок проведения земельной реформы в Российской Федерации. Право распоряжения землей осуществляют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (первый этап), а затем происходит перераспределение земли с учетом оптимальных потребностей общества (второй этап). В соответствии с Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 (в ред. От 11.12.1992) был установлен двухгодичный срок для реформирования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, была внедрена идея ускоренного массового разукрупнения сельскохозяйственных предприятий в административном порядке: были созданы общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типа, ассоциации сельскохозяйственных кооперативов, индивидуальных семейных, частных и коллективных предприятий и т.п.
Суть аграрной реформы заключается в реформировании организационно-правовых форм бывших сельскохозяйственных предприятий и приведении их в соответствие со ст. 50 ГК РФ (хозяйственные общества, акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, товарищества (полное и товарищество на вере) и производственные кооперативы), разделе принадлежащего им имущества на паи для наделения работников этих предприятий, а также приватизации земель этих предприятий, которые были переданы в собственность коллективов, работающих на предприятиях, для выделения каждому причитающейся земельной доли .
Важным этапом аграрной реформы являются Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996—2000 гг. и Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996—2000 гг.
Основной объем работы по проведению земельной реформы был возложен на Государственный комитет РФ по земельной политике и его органы на местах, а затем — Федеральную службу земельного кадастра (Госземкадастр) России.
Земельная реформа преследует две основные цели:
..............................................
2.2. Виды прав на земли сельскохозяйственного назначения, особенности их возникновения, осуществления и прекращения

Право граждан на землю — весьма важный и обширный правовой институт. Земельные участки гражданам могут предоставляться практически на всех категориях земель. Однако по территориальному и целевому признакам право граждан на землю можно подразделить на два вида: право граждан на землю в городах и поселках городского типа и пра¬во граждан на земли в сельской местности, включая земли сельскохозяйственного назначения, сельские населенные пункты и некото-рые др.
В первом случае целевое назначение предоставляемых гражданам (или приобретаемых ими) земельных участков не связано прямо с произ-водством сельскохозяйственной продукции, их прямое целевое назначе¬ние — удовлетворение жилищных и иных бытовых и культурных нужд населения. В другом случае, в сельской местности, целевое назначение предоставляемых гражданам земельных участков в подавляющем боль-шинстве имеет прямое назначение — производство сельскохозяйствен¬ной продукции, а в связи с этим — и как место проживания граждан. Исходя из этого, и правовой режим этих земель (в городах и сельской местности) существенно различается. Правовой режим земель, предос¬тавляемых гражданам в городах и поселках городского типа, будет рас¬смотрен в специальной главе учебника. Здесь же предмет рассмотре¬ния — правовой режим земель, предоставляемых гражданам на землях сельскохозяйственного назначения.
Право на получение земельных участков в собственность или в пользование имеют все граждане Российской Федерации, не лишенные дееспособности и достигшие совершеннолетия, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Последние не могут иметь земель¬ные участки на праве собственности лишь в приграничных территори¬ях и в иных регионах по перечню, утверждаемому Правительством РФ (ст. 15 ЗК РФ). Право иностранных граждан на аренду и безвозмездное срочное пользование земельными участками не ограничено.
С учетом организационно-хозяйственной целесообразности граж-дане вправе создавать объединения, чаще всего в форме товариществ, обществ, кооперативов (садоводческие, огороднические, дачные, жи-вотноводческие, жилищно- и гаражностроительные и т.п.), сохраняя статус субъектов права на землю.
В категории субъектов земельных правоотношений особое место за-нимает семья. По действующему земельному законодательству семья не является субъектом земельных правоотношений, так как земельный участок предоставляется конкретным гражданам, хотя бы и членам од¬ной семьи. Тем не менее, законодательство вовлекает признак семьи в процесс регулирования земельных отношений. На практике же этот признак принимается во внимание очень часто. Например, при рассмот¬рении ходатайств граждан о предоставлении им земельных участков принимается во внимание не только количество членов семьи и ее со¬став, но и то — имеет ли семья земельный участок, каков его размер, для каких целей был предоставлен и т.п.
Право граждан на земельный участок в общем случае не ставится в зависимость от места и характера трудовой деятельности граждан или места их проживания. Однако в отдельных случаях такая зависимость законодательно установлена: например, право на земельную долю (пай), право на служебный земельный надел, преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерс¬кого) хозяйства.
Законодательством установлены различные виды права граждан на землю: это может быть правом собственности и правом пользования участками земли. Собственность может быть индивидуальной и об¬щей (коллективной). Общая собственность подразделяется на совме¬стную и долевую. Право пользования граждан землей имеет срочный характер и может быть краткосрочным (до 1 года) и долгосрочным (аренда) . На практике чаще всего применяется право собственности и право аренды. В соответствии со ст. 20, 21 ЗК РФ гражданам земель¬ные участки на праве бессрочного (постоянного) пользования и по¬жизненного наследуемого владения не предоставляются. Право бес¬срочного (постоянного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками, возникшие у граждан до введения в действие ЗК РФ, за ними сохраняются. При этом гражданам предос¬тавляется право приватизировать указанные земельные участки на безвозмездной основе.
Независимо от формы права граждан на землю, оно всегда имеет целевой характер. Земельный участок гражданину может быть пре-доставлен для одной из следующих, установленных законодатель¬ством целей, которые в законодательстве называются видами разре¬шенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, для индиви¬дуального или коллективного садоводства (огородничества, живот¬новодства), для индивидуального или коллективного жилищного, дачного, гаражного строительства, для сенокошения или выпаса ско¬та. Вид разрешенного использования устанавливается в решении органа, предоставившего земельный участок. Последствием несоб¬людения субъектом этого требования может быть изъятие у него зе¬мельного участка.
Право граждан на земельные участки может возникнуть по двум ос-нованиям:
1) в порядке предоставления их из земель, находящихся в государ-ственной или муниципальной собственности;
2) в порядке совершения сделок с землей.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в го-сударственной или муниципальной собственности, может осуществ¬ляться как за плату, так и бесплатно. В общем случае земельные участ¬ки гражданам на праве собственности предоставляются за плату.
Бесплатно земельные участки в собственность граждан могут быть предоставлены :
1) в порядке приватизации участков, находящихся у граждан на пра-ве бессрочного (постоянного) пользования или пожизненного наследу-емого владения;
2) в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ.
Размеры предоставления в собственность земельных участков нор-мируются в зависимости от вида разрешенного использования. Законо-дательно устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставления гражданам в собственность земельных участ¬ков из земель, находящихся в государственной или муниципальной соб-ственности. Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества, животноводства, пре-дельные размеры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индиви-дуального жилищного строительства — нормативно-правовыми акта¬ми органов местного самоуправления. Это — в общем случае. Однако при предоставлении земельных участков в собственность граждан на безвозмездной основе право устанавливать максимальные размеры пре-доставлено собственникам земель, а именно:
1) при предоставлении участков из земель, находящихся в федераль-ной собственности, — федеральным законом;
2) при предоставлении участков из земель субъектов РФ — закона¬ми субъектов РФ;
3) при предоставлении участков из земель, находящихся в муници-пальной собственности, —нормативно-правовыми актами органов ме-стного самоуправления.
В некоторых случаях (коллективное жилищное строительство, га-ражное строительство, предпринимательская деятельность) предель¬ные размеры предоставления земельных участков устанавливаются по типовым нормативам или в соответствии с проектно-технической до-кументацией.
Предоставление земельных участков на праве аренды и срочного пользования законодательством не нормируется.
........................................
 
Глава 3. Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения

Под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения понимается система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 ЗК РФ).
Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, ЗК РФ, земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.
1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.
2. Целями охраны земель являются:
предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;
обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности.
Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом зональных, региональных особенностей.
3. Земельным законодательством разработаны виды стимулирования рационального использования и охраны земель, которые включают :
выделение средств из федерального бюджета республик в составе РФ и других субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компенсацию при снижений доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;
компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохранные объекты;
поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;
установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;
полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв. Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов РФ. Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны
Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.
В связи с появлением частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на землю и многообразием форм использования земли возникает большая необходимость в охране, прежде всего, частной и других форм собственности на землю и прав пользователей этой землей.
Охрана прав пользователей землей заключается в охране прав и законных интересов указанных субъектов права и ответственности за нарушение возложенных на них обязанностей. Различная роль земли в отдельных областях народного хозяйства обусловливает особенности их правового режима, а это в свою очередь определяет специфику охраны этих земель. Конечная цель всех земель состоит в обеспечении рационального и эффективного их использования всеми пользователями землей, которым они предоставлены.
.........................
Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в устав¬ный (складочный) капитал юридического лица свою долю или распоря¬диться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчужде¬нии правил, предусмотренных ст. 250 ГК РФ. Участник долевой собственности вправе передать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в до¬верительное управление.
Участник долевой собственности обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъек¬том РФ, о намерении продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения тре¬тьему лицу. Если остальные участники долевой собственности в тече¬ние месяца с момента получения извещения в письменной форме или опубликования указанного сообщения откажутся от покупки доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохо¬зяйственного назначения или не заявят о намерении приобрести ее, продавец обязан известить в письменной форме высший исполнитель¬ный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установ¬ленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о наме¬рении продать долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с указанием цены и других существенных условий договора независимо от количества участников долевой собственности.
Если субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления откажется от покупки доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения либо не уведомит продавца о намерении приобрести ее в течение месяца с момента получения из¬вещения в письменной форме, продавец вправе в течение года продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу по цене не ниже ука-занной в извещении цены.
Для продажи доли в праве общей собственности на земельный учас-ток из земель сельскохозяйственного назначения по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий дого-вора продавец обязан направить новое извещение в письменной форме .
....................................................... Протокол подписывается всеми присутствующими участниками долевой соб¬ственности.
Таким образом, под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения следует понимать систему научно обоснованных мероприятий, закрепленных в земельном законодательстве и направленных на обеспечение всеми участниками земельных отношений сохранения и повышения плодородия этих неиспользуемых земель в интересах нынешнего и будущего поколения людей. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения представляет совокупность предпринимаемых субъектами земельных отношений целенаправленных действий, призванных обеспечить эффективное сельскохозяйственное производство в соответствии с объективными закономерностями развития природы и общества.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно.
 
Заключение

Согласно проведенному исследованию следует, что институт правового режима земель сельскохозяйственного назначения, как важнейшей категории земель, традиционно находящейся на первом месте в земельном законодательстве, по существу отсутствует в Проекте. А данный институт должен охватывать вопросы направления использования земель, субъектный состав землепользователей, порядок и условия предоставления земель, титулы землепользования, права и обязанности землепользователей, особенности и гарантии использования сельскохозяйственных земель по их назначению.
Попытка разработчиков Проекта отослать регулирование важнейших вопросов в области сельскохозяйственного землепользования к предполагаемому федеральному закону об обороте сельскохозяйственных земель и к законодательству субъектов РФ означает не что иное, как уход от решения актуальной проблемы – наделения сельскохозяйственных предприятий всех организационно- правовых форм как негосударственного типа, так и унитарных правами землепользования , позволяющими стабилизировать и нормально развивать производство сельскохозяйственной продукции с применением основ научной агрономии, немыслимой без рациональных севооборотов, с внедрением высоких технологий как необходимого экономического атрибута ХХI века.
Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы.
1. Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима имеют тройственную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распространяется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распространяются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения; а также непосредственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права.
2. Особенности земель сельскохозяйственного назначения, классифицированные по перечисленным трем уровням, позволяют построить, целостную систему правового режима этих земель. Регулирование правового режима земель сельскохозяйственного назначения, его возникновение, изменение, преобразования земельных положений в сельскохозяйственных предприятиях и организациях, дифференциация осуществляются исполнительными органами государственной власти.
Все вышесказанное приводит к убеждению, что земли сельскохозяйственного назначения представляют собой огромную ценность для общества, играют экологическую, экономическую, социальную, политическую роль в жизни общества. Земли сельскохозяйственного назначения являются важнейшими по сравнению с другими категориями земель. Важность земель сельскохозяйственного назначения во многом обусловлена тем, что в сельском хозяйстве земля является основным средством производства продуктов питания, кормов для животных, сырья для промышленности. Ценность земель сельскохозяйственного назначения в немалой степени предопределяется возможностью воспроизводства сельскохозяйственных культур. Подобное воспроизводство обеспечивается плодородным слоем земли - почвой.
 
Список источников и литературы

1.    Земельный кодекс РФ (в ред. ФЗ от 30.06.2003 N 86-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.10.2004 N 123-ФЗ).
2.    Федеральный закон РФ от 18.07.2005 года № 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве"//Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. № 30 (ч.1). Ст.3098.
3.    Федеральный закон РФ от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"//Собрание законодательства РФ. 27.12.2004. № 52 (часть 1). Ст.5276.
4.    Федеральный закон РФ от 07.07.2003 года № 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"//Собрание законодательства РФ. 14.07.2003. № 28. Ст.2882.
5.    Федеральный закон РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст.3822.
6.    Федеральный закон РФ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"//Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст.3018.
7.    Федеральный закон РФ от 26.10.2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"//Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. № 43. Ст.4190.
8.    Федеральный закон РФ от 14.11.2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"//Собрание законодательства РФ. 02.12.2002. № 48. Ст.4746.
9.    Федеральный закон РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. № 44. СТ.4148.
10.    Федеральный закон РФ от 02.01.2000 года № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"// Собрание законодательства РФ. 10.01.2000. № 2. Ст.149.
11.    Быстров Г. Е. О правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения. М.: 2003 г. – 417 с.
12.    Веденин Н.Н. Земельное право М.: Юриспруденция 2003 г. – 321 с.
13.    Дьяков А.П. Правовое регулирование купли-продажи и аренды земельных участков в новом земельном законодательстве Российской Федерации. // Современное право. 2003. № 3.
14.    Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Краснов. — 9-е изд., перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 656 с.
15.    Жарикова Ю.Г. , Улюкаев В.Х. Земельное право: Учебник. –М.: Юрайт-Издат, 2005. -477 с.
16.    Ибрагимов К.Х. Понятие и особенности права собственности на земли сельскохозяйственного назначения. // Правовые вопросы строительства. 2006. № 1.
17.    Ибрагимов К.Х. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. - М.: ЮНИТИ, 2004. -377 с.
18.    Ибрагимов К.Х., Ибрагимова А.К. Земли сельскохозяйственного назначение: понятие, сущность и особенности правовой охраны. // Право и политика. 2004. № 4.
19.    Иванова С.В. Правовое регулирование аренды земель сельскохозяйственного назначения. - М.: 2005. -403 с.
20.    Калинин Н. Заканчивается эра земельных долей. // Хозяйство и право. 2006. № 4.
21.    Калинин Н.И., Удачин А.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначен6ия" (с изменениями и дополнениями). - М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2004. – 957 с.
22.    Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. / Под ред. С.А.Боголюбова. - М.: Юрайт-Издат, 2006. – 847 с.
23.    Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (постатейный). / Под ред. С.А.Боголюбова. - М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2003. – 624 с.
24.    Кособродов В.М. К вопросу о предмете договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. // Законодательство и экономика. 2006. № 1.
25.    Кузнецова Л.В. Преимущественное право: понятие и правовая природа. // Журнал российского права. 2004. № 10.
26.    Мазуров А.В., Нахратов В.В., Чуркин В.Э. Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". - М.: Частное право, 2006. -548 с.
27.    Можаровский В.В. Сделки с земельными участками. // Право и экономика. 2003. № 1.
28.    Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (постатейный)/Под ред. А.А.Ялбулганова. - М.: 2006. – 566 с.
29.    Паршин А. Преимущественное право покупки у субъекта РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения. // Правовые вопросы недвижимости. 2006. № 1.
 
Приложение 1

Виды сделок с земельными долями граждан

 

 
Приложение 2

Выдел в натуре земельных долей до 1.01.2003 г.
 
 
Приложение 3

Выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности на землю (с. 13 ЗК РФ) с 01.01. 2003 г.

 
 
Приложение 4

Купля-продажа земельной доли (ст 12 ЗК РФ, ст. 250 ГК РФ)

 
 
Приложение 5
Из судебной практики
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
19 марта 2002 г.
N 56-Г02-5
(ВСДР)
    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - Кнышева В.П., судей - Горохова Б.А., Харланова А.В. рассмотрела в судебном заседании 19 марта 2002 г. по кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского   края  на  решение Приморского краевого суда от 3  декабря  2001  г.  дело  по  заявлению прокурора  Приморского края о признании недействительным постановления Думы Приморского края от 26.12.2000 г.  N 883 "О Временном положении о регулировании оборота особо ценных и ценных земель сельскохозяйственного назначения Приморского края".
    Заслушав доклад   судьи   Верховного  Суда  Российской  Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Гермашевой  М.М.,  полагавшей  решение  суда  оставить  без изменения,  Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда Российской Федерации
УСТАНОВИЛА:
    26 декабря 2000 г.  Дума Приморского края приняла постановление N 883  "О  Временном  положении  о  регулировании оборота особо ценных и ценных земель сельскохозяйственного назначения  Приморского  края",  в котором  регулируются  вопросы  оборота  земель  сельскохозяйственного назначения.
    Прокурор Приморского   края   обратился  в  суд  с  заявлением  о признаний указанного постановления недействительным, как противоречащего  Федеральным  законам  "О  введении  в  действие части первой Гражданского  кодекса  Российской  Федерации",  "О  введении  в действие   Земельного   кодекса   Российской   Федерации",   а   также Гражданскому  кодексу  Российской  Федерации,  указывая  на  то,   что согласно п.  3 ст. 129 ГК РФ земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере,  в какой  её  оборот допускается  законами о земле.  В соответствии со ст.  13 Федерального закона "О  введении  в  действие  части  первой  Гражданского  кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 16.04.2001 г. N 45-ФЗ) нормы главы 17 части первой ГК РФ в части,  касающейся сделок с   земельными   участками  сельскохозяйственных  угодий,  вводятся  в действие со дня введения  в  действие  Земельного  кодекса  Российской Федерации и закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
    Поскольку закон ещё не принят,  не действуют  и  указанные  нормы
Гражданского кодекса.
    Кроме того,  в соответствии  со  ст.  9  Федерального  закона  от 25.10.2001  г.  N  137-ФЗ  "О  введении  в действие Земельного кодекса Российской Федерации"  впредь  до  введения  в  действие  Федерального закона  об  обороте  земель  сельскохозяйственного назначения субъекты Российской Федерации,  оборот земель в которых до введения в  действие Земельного кодекса Российской Федерации регулировался соответствующими законами  указанных  субъектов  Российской  Федерации,  оборот  земель сельскохозяйственного назначения продолжают осуществлять в соответствии с  законами  указанных  субъектов  Российской  Федерации.
    Постановление Думы Приморского края является иным правовым актом, а не законом  субъекта   Российской   Федерации,   и   подлежит   признанию недействительным. Решением Приморского краевого суда от 3 декабря 2001 г. заявление было удовлетворено.
    В кассационной  жалобе Законодательного Собрания Приморского края поставлен вопрос об отмене решения,  как вынесенного с нарушением норм материального права.
    Проверив материалы дела,  Судебная коллегия по гражданским  делам Верховного  Суда  Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
    Из материалов   дела   усматривается, что  постановлением  Думы Приморского края от 26.12.2000 г.  N  883  "О  Временном положении  о регулировании оборота особо ценных и ценных земель сельскохозяйственного  назначения Приморского края" регулируются гражданско-правовые вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения.
    Суд в решении правильно указал на то, что в соответствии п. 3 ст. 129 ГК РФ земля может отчуждаться или  переходить  от  одного  лица  к другому  иными  способами  в  той мере,  в какой её оборот допускается законами о  земле.  Статьёй  13  Федерального  закона  "О  введении  в действие  части  первой  Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 16.04.2001 г.  N  45-ФЗ)  установлено, что  нормы Главы 17 части первой кодекса в части,  касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий,  вводятся в действие со  дня  введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.  В связи  с тем,  что до настоящего времени указанный закон не принят, не подлежат применению и указанные нормы Гражданского кодекса.
         В соответствии  со ст.  9 Федерального закона от 25.10.2001 г.  N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до   введения   в  действие  Федерального  закона  об  обороте  земель сельскохозяйственного назначения субъекты Российской Федерации, оборот  в которых до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации регулировался соответствующими законами указанных  субъектов Российской  Федерации,  оборот земель сельскохозяйственного назначения продолжают осуществлять в соответствии с законами указанных  субъектов Российской Федерации.
    Обжалуемое постановление  Думы  Приморского  края   не   является законом  Приморского  края,  в связи с чем на него ст.  9 Федерального закона  от  "О  введении  в  действие  Земельного  кодекса  Российской ", являющаяся  исключением  из общего правила недопустимости регулирования законами субъекта Российской Федерации гражданско-правовых отношений,  отнесённых п.  "о" ст.  71 Конституции Российской   Федерации к ведению  Российской  Федерации,  не распространяется.
    Решение суда является законным и обоснованным,  оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
    На основании п.  1 ст.  305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия  по  гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
    решение Приморского  краевого суда от 3 декабря 2001 г. Оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания Приморского края -без удовлетворения.

19 марта 2007 г.
N 56-Г02-5


Категория: Работы по юридическим дисциплинам | Добавил: Анастасия (19.10.2012)
Просмотров: 2238 | Теги: Право, сельскохозяйственного, земель, режим, диплом, назначения, правовой | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
Рекламное место свободно!
По вопросам добавления рекламы
обращаться к администрации сайта.