Задание 1 Ответить на вопросы: 1. В чем основные особенности этики конфуцианства? Конфуцианство – это религия, возникшая на основе учения Конфуция (551–479 до н.э.). Его учение не имело религиозного содержания и было сосредоточено на вопросах этики и политики, которые увязывались друг с другом. Очень большое влияние на эти идеи оказали традиционные представления о религии и нравственности характерные для Китая того времени. Опираясь на них Конфуций и его последователи проповедовали свои этические идеи для того, чтобы облагородить общество. В древнем Китае было несколько распространенных культов: культ владыки неба (Шанди, первый предок царствующей династии), который был связан с культом императора, и культ предков. Еще одной очень важной религиозной идеей была идея Дао, о которой было сказано выше. При помощи этой категории описывалось существование всего в этом мире. Любая вещь движется по предначертанному для него пути, подобно тому как двигаются небесные светила. Дао можно понимать и как закон. Все эти идеи и понятия нашли свое отражение в конфуцианстве. Учение Конфуция по преимуществу этическое. Оно стоит на трех основных идеях: человечность, благородный муж и ритуал. ..........................................
2. Проблемы «теодицеи» в Средневековой философии Значительно более распространенной в философии Средневековья (сначала в странах мусульманского, арабо-язычного, Востока и Испании, а затем и в Западной Европе) стала так называемая теория двойственной истины, или двух истин. Она выражала углублявшийся конфликт между положениями Библии, претендовавшими на абсолютную истинность в отношении не только человека (моральной стороны его жизни), но и природы, и научным знанием. Хотя и слабый, но все ускорявшийся прогресс в понимании природы (стимулированный ознакомлением с античными философскими и научными идеями) разводил философско-научное знание и теологию уже в эпоху Средневековья. .................... Однако при этом понятие бога вводится как бы попутно. Теперь же это понятие рассматривается специально. Автор привлекает большой религиоведческий материал (и отнюдь не только из истории христианства), затрагивает множество теологических споров и направлений как своего века, так и предшествующих. Он рассматривает философские учения древности, Средневековья, эпохи Возрождения и, конечно, своей эпохи (или, по крайней мере, касается их). Нередки и экскурсы в область современной ему науки о природе. ...........................................
3. Основные этапы самопознания Абсолютной идеи у Г. Гегеля Для Г. Гегеля духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «мирового разума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно данных «вещей» и заканчивая « «абсолютным знанием» - знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстает как логико-рациональный процесс, в котором диалектика понятий довлеет над диалектикой вещей. Несомненной заслугой Гегеля является реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях философии, идеи которой сконцентрированы в трех книгах под общим названием «Наука логики». ......................................
4. Как различаются понятия: индивид, личность, индивидуальность Индивидуальность, неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии — коллективного (группового). Как философское понятие разрабатывалось в учениях об атоме (индивиде), монаде. Индивидуализм, тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций — от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма. Личность – это , ............................................ Индивидуализм: 1) теоретический (метафизический) — признание самостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психических единиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим мировым единством в той или другой его форме [1; c.201]. Типичным представителем такого воззрения в философии следует считать Лейбница, с его монадолоrиeй. .................................
5. Основные формы движения материи С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т. д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи. Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные или только качественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует, что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя". ..................................... Энгельс выделил 5 основных форм движения: 1. Механическая 2. Физическая 3. Химическая 4. Биологическая 5. Социальная Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения.
Задание 2 Дать определение понятиям:
Архэ- в досократовской древнегреческой философии —........................................ Явление- вообще всё, что чувственно воспринимаем, особенно.............................................
Задание 3
Объективное – это в) вне нас находящееся
Пифагор утверждал, что ... а) мир есть гармония чисел ....................................
Субстанцией в учении Спинозы является Мировой разум а) бесконечная материя ................................. Экзистенция - это д) индивидуальное существование
Список литературы
1. Алексеев В.А. Философия: Учебник. –М., 2000. 2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М., 1997. 3. Миголатьев А.А. Философия: Учебник для ВУЗов. –М., 2001. 4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. –М., 1991. 5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2000. 6. Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк. / Под ред. А.И, Ракитова. –М., 1990. 7. Философия: Учебник. / Под ред. В.Н. Лавриненко. –М,: Юристъ, 2002.