Задание 1 Ответить на вопросы: 1. Что является объектом познания по Сократу
В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа — это философия морали, этика. Этически сориентирована и его теория познания, гносеология. Нравственно-этический смысл человеческих поисков истины и овладения знанием предопределяется тем, что истоки и знания, и нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой человеческой добродетели оказывается мера его приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает характер морального действия, нравственного акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели. Истинное познание — познание посредством понятий — доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек не в силах знать все. «...Человеку,— говорил Сократ,— невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр». В учении о человеке мораль и познание неразрывно связаны. Единство этики и познания выразилось у Сократа и в его принципе «Знаю, что ничего не знаю». Само это изречение было известно ранее, оно употреблялось, ви¬димо, еще и Гераклитом, но «сократическое незнание» имело новый смысл. Оно от¬ражало и его агностицизм в отношении природной среды; и особенности сократи¬ческого религиозно-нравственного мировоззрения; и понимание сложности и бес¬предельности мира; и небеспредельные возможности познания самого человека. Обладая могучим умом (и поныне употребляется выражение «сократовский лоб»), философ считал целесообразным распространять знания от человека к человеку, устным путем. Письменность же полагал внешним, мертвым знанием; ничего не писал и книги не любил, так как в них нельзя задавать вопросы (истина познается в диалоге). Сократ — первый из великих философов классического периода, он ока¬зал огромное влияние на развитие древнегреческой и мировой философии. Если бы не его книгофобия (греч. phobos — страх), возможно, роль мыслителя в истории философии и всей общественной науки была бы еще выше. Мыслитель полагал, что познание как основа подлинной нравственности че¬ловека должно быть направлено на то, чтобы ..............................................
2. Что такое реализм и номинализм в средневековой философии
Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Торжество христианства объяснялось тем, что оно наиболее пол- но соответствовало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. В борьбе с остатками язычества (многобожия) христианство нуждалось в философском способе рассуждения и доказательства, поэтому оно отчасти усвоило элементы античной культуры, науки и философии, подчинив их, однако, оправданию и обоснованию христианской религии. Философия почти на целое тысячелетие превратилось в служанку богословия. Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм. Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддерживать бытие мира. Реализм, в философии —............................................. ..............................
3. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?
Прагматизм— философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм, верификационизм и др. В качестве философского течения прагматизм возник в последние десятилетия XIX века. Основы философской концепции прагматизма были заложены Чарльзом Пирсом. .....................................................
4. Как соотносятся понятия «природа» и «среда»?
В естественно-научном смысле природа – совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. В юридическом смысле наряду с совокупностью объектов и систем материального мира в их естественном состоянии в понятие «природа» обоснованно включаются также некоторые естественные объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба, дикое животное, выпущенное в угодья для постоянного обитания. Основными критериями при определении объекта как элемента природы служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил. Природа как совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии – это вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос. Но как объект отношений, регулируемых экологическим правом, понятие «природа» в основном ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее. Природа состоит из отдельных объектов – земли (почв), недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, ближнего космоса. ..........................................
5. В чем смысл экзистенциальной концепции человека?
Экзистенциалистская концепция выдвигает на передний край философского осмысления абсолютную уникальность индивидуального бытия человека. Она рассматривает переживание человеческим индивидом своего сложного жизненного пути, основу которого составляют страх, ощущение бессмысленности существования, внутренняя тревога, ожидание чего-то опасного, в том числе болезни и смерти. Именно эти глубокие переживания индивидом собственного бытия получили название экзистенции. Экзистенциализм представляет собой философско-этическое направление, своеобразную мировоззренческую систему. Он возник в период мировых войн как духовное отражение драматизма эпохи XX века, ощущения внутреннего трагизма человека, объективно поставленного обстоятельствами между жизнью и смертью. Поэтому экзистенциалистами становились не только авторитетные профессиональные философы, но и именитые ученые, известные писатели, художники, осмысливающие переживания личности в условиях трагичности и алогичности мироустройства. ............................................ Все проекты человека и его обязательства перед человечеством исходят из самого индивида, а потому и значимы только для него самого. Но здесь есть один исключительно важный момент: индивид сам вносит в себя нечто постоянное. Сформировав в себе собственное «Я», он тем самым вырывается из безликой толпы или поднимается над ней. Но это обязывает его к постоянному стремлению оставаться на достигнутом высоком уровне. Данное обстоятельство и есть первый и единственный устойчивый фактор внутри человека, который превращает его в личность, самобытную индивидуальность.
Список литературы
1. Алексеев В.А. Философия: Учебник. –М., 2000. 2. Галактионов А.А., Никандров Д.Ф. Русская философия 9-19 в.в..-Л., 1989. 3. История русской философии / Под ред. Маслина М.А. и др. - М.,2001. 4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. –М., 1997. 5. Миголатьев А.А. Философия: Учебник для ВУЗов. –М., 2001. 6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. –М., 1991. 7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2006. 8. Философия. Основные идеи и принципы: Попул. Очерк. / Под ред. А.И, Ракитова. –М., 1990.