Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические предпосылки психологического исследования личностных изменений жертв терроризма и насилия ……….6
1.1. Феномен терроризма и насилия, как объект психологического анализа……………………………………………………………………………6
1.2. Подход, методы и организация исследования личностных изменений у детей, подвергшихся насилию…………….……………………………………22
Выводы по первой главе ………………………………………………............28
2. Эмпирическое исследование личностных изменений жертв терроризма и насилия……………………………….…………………………………………..30
2.1. Выявление механизмов и психологических особенностей реакции жертв терроризма и насилия на стресс и травматический невроз…………………………………………………………………………….30
2.2. Изучение характера влияния терроризма и насилия на мотивацию и личностные особенности поведения жертв экстремального воздействия…...45
Выводы по второй главе…………..…………………………………………….47
3. Психологические условия и практические рекомендации эффективного содействия оптимизации личностных изменений у жертв терроризма и насилия……….………………………………………………………..................48
3.1. Психологические условия эффективного привлечения психотехнологий содействия активному противодействию террористического и насильственного воздействия……………….…………………………………..48
3.2. Психологические рекомендации по актуализации помощи психологов жертвам терроризма и насилия…………………………………………..…….53
Выводы по третьей главе……………………………………….…………...….56
Заключение……………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………………………............60
Глоссарий ……………………………….……………………………………...63
Введение
Актуальность исследовательской работы: терроризм за последние годы приобрел глобальных характер, угрожая интересам граждан, общественной безопасности, стабильности государств, международным отношениям.
Глубокое изучение психологического состояния людей переживших насилие, позволит дать объективную оценку их личностных изменений, а также помочь пережить последствия стресса.
Сегодня психологи выделяют ключевые направления анализа терроризма:
-Первое – исследовать саму природу терроризма, дать данному явлению собственно понимание с точки зрения психологии, объяснить глубинные факторы идеологии терроризма
-Второе – предпринять наиболее плодотворные попытки построить надежную систему: защиты личности, социальных групп и общества от терроризма как одного из мощных факторов физического и психологического насилия
-Третье – тактическое противостояние конкретной террористической активности. Как правило, его представители – граждане, ставшие объектами террористической деятельности, сотрудники силовых министерств, по долгу службы оказавшиеся лицом к лицу с террористами, совершенными ими актами и их последствиями.
Терроризм – это всегда вызов обществу. В его основе лежит обесцененная человеческая жизнь. Поэтому одной из основных его психологических особенностей является демонстративность.
Цель исследования: выявление особенностей личностных изменений жертв терроризма и насилия.
Задачи исследования:
-изучить теоретико-методологические предпосылки психологического исследования личностных изменений жертв терроризма и насилия;
-изложить эмпирическое исследование личностных изменений жертв терроризма и насилия;
-представить психологические условия и практические рекомендации эффективного содействия оптимизации личностных изменений у жертв терроризма и насилия.
Объект исследования: жертвы терроризма.
Предмет: психология терроризма.
Методы исследования:
Методы теоретического исследования (анализ и обобщение источников по проблеме исследования);
Группа эмпирических методов (наблюдение, анализ документации, анкетирование воспитателя).
Проблемы исследования: выявить особенности личностных изменений жертв терроризма и насилия.
Гипотеза: для эффективного содействия оптимизации личностных изменений у жертв терроризма и насилия, необходимо проводить медико-психологическую реабилитацию пострадавших, также обеспечить психологическое сопровождение жертвы на протяжении всего восстановительного периода.
Теоретической базой послужили труды следующих авторов: Авдеева Ю. И., Ананьева Б.Г., Варданянц Г. К., Мозговой А. В., Паина Э.А., Салимова К.Н., Соснина В. А., Черненилова В. И. и др.
Структура работы: исследовательская работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрен феномен терроризма и насилия, как объект психологического анализа. Исследованы методы и организация исследования личностных изменений у детей, подвергшихся насилию.
Во второй главе выявлены механизмы и психологические особенности реакции жертв терроризма и насилия на стресс и травматический невроз. Изучен характер влияния терроризма и насилия на мотивацию и личностные особенности поведения жертв экстремального воздействия.
В третьей главе представлены психологические условия эффективного привлечения психотехнологий содействия активному противодействию террористического и насильственного воздействия. Также изложены психологические рекомендации по актуализации помощи психологов жертвам терроризма и насилия.
В заключении представлены основные положения и основные выводы, которые были сформулированы по результатам проведенного исследования.
1. Теоретико-методологические предпосылки психологического исследования личностных изменений жертв терроризма и насилия
1.1. Феномен терроризма и насилия, как объект психологического анализа
В современных международных и российских условиях актуализируется проблематика терроризма, растет потребность не только в оперативной антитеррористической деятельности, но и в научных исследованиях данного феномена, в выработке социологически обоснованных рекомендаций по профилактике терроризма. Особую остроту эти проблемы приобрели в ситуации глобального экономического кризиса, обострившего социальные и политические конфликты, активизировавшего протестное поведение социальных групп, в наибольшей мере страдающих от безработицы, бедности, безысходности, ущемления профессионального, национального, семейного и личностного достоинства людей............
Заключение
Итак, исходя из поставленной цели и задач, можно сделать краткие выводы: для эффективного противодействия столь опасному и серьезному явлению современности как терроризм совершенно недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма, его целях и т.д. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества. Между тем простая констатация и перечисление подобных последствий также не панацея в процессе противодействия, как самому терроризму, так и распространению его негативного психолого‑социального влияния.
Следует добавить, что объектом изучения должны стать небольшие .........................
В течение нескольких десятилетий терроризм является объектом интенсивного научного исследования. Спектр этих исследований достаточно широк, значительное место в них занимают проблемы исторического, правового, социально-психологического характера. Во многих трудах подчеркивается необходимость приоритетного изучения правовых аспектов террористических преступлений, исследования их как специфических видов преступности.
Психологический подход к проблеме терроризма дает возможность понять, что он порождает у отдельных лиц стремление решать возникшие проблемы крайними, максималистскими приемами, то есть толкает их в сторону политического экстремизма. Без учета умонастроений, психологического состояния, этических установок, предопределяющих готовность людей к использованию любых, ничем не ограниченных средств для достижения поставленных ими перед собой политических целей, невозможно получить целостное и законченное представление о системе предпосылок и механизме формирования терроризма.
Истоки экстремизма и терроризма, проявляющихся в насильственных действиях небольшой группы агрессивно настроенных людей против большинства населения, кроются в ...................................
Феномен терроризма особенно значим в смысле вероятности существования ощущения безопасности в массовом сознании. Чувство тревоги и страха охватывает людей в моменты совершения террористических актов.
Террористические акты в различных точках мира приводят к снижению толерантности людей по отношению друг к другу. Во время террористического акта межэтническая толерантность людей снижается по отношению и к террористам, и к их жертвам. Это является результатом действия механизма психологической защиты этнической общности. В то же время обнаружена также тенденция роста этнической толерантности в отношении родственных народов, люди психологически дистанцируются от участников террористического акта и стараются найти союзников, психологически расширяя и усиливая свою общность.
В России однозначно, нужно разрабатывать программы по психологической поддержке жертв террористических актов.
Список использованной литературы
- Авдеев Ю. И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и тенденции / под ред. Е. И. Степанова. -М., 2011.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. – М., 2011. -347 с.
- Бек У. Общество риска. На пути к новому модерну. -М.: Прогресс-Традиция, 2014. -381 с.
- Витюк В. В., Данилевич И. В. Терроризм как политический феномен и как теоретическая проблема // Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы. -М.: Институт социологии РАН, 2013.
- Варданянц Г. К. Терроризм: диагностика и социальный контроль // Социол. исслед. 2015. N7.
- Варфоломеев, Антон Александрович. Пределы квалификации террористических преступлений на международном и национальном уровне / А. А. Варфоломеев // Государство и право. – 2012. — № 9. – С. 79-85
- Волченков В.В. Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности. Вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: Учебно-методическое пособие/ Волченков В.В., Богданов А.В., Ильинский И.И. Электронные текстовые данные. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
- Гришко А.Я., Сочивко Д.В., Гаврина Е.Е. Личность осужденного за террористическую деятельность. Рязань, 2016. -140 с.
- Губанов, В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них : учеб. пособие для студентов вузов / В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. — М. : Дрофа, 2007. — 285 с..............................
|