Суббота, 18.05.2024, 14:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Дипломные, курсовые, контрольные работы и рефераты для студентов

Меню сайта
Статистика

Примеры работ

Главная » Примеры работ » Работы по психологии

История изучения одаренности

Содержание

Введение                                        3
1.Проблема одаренности: психологический аспект            5
2.Эволюция учений об одаренности                    8
3.Современные иссле¬дования изучения феномена одаренно¬сти                                                        19
Заключение                                    24
Список литературы                                26
 

Введение

Одаренность – высшая, вершинная акме-форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и личностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности [14; c.52].
Научное изучение одаренности началось с работ Ф. Гальтона «Наследственность таланта». Ее законы и последствия, Г. Жоди «Психология великих людей» и В. Освальда «Великие люди». Возросший в начале ХХ в. интерес к проблеме одаренности., к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых не обошел и Россию. П.Ф. Каптерев опубликовал статью под символическим названием «Аристократия ума в школе и жизни», а Я. Зеленкевич – книгу, где он обратил внимание на сходство и различие судеб и своеобразие развития талантливых и отсталых детей по сравнению с обычными учениками [4; c.50]. После революции проблемы одаренности изучали психологи В.М. Экземплярский, Н.В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б.М. Теплова изучались соотношение способностей и одаренности, специфики музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты одаренности представлены в концепциях Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтиса, А.М. Матюшкина, В.Н. Чудновского и В.С. Юркевич.
Целью исследования  являться изучение эволюции одаренности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть психологический аспект проблемы одаренности;
-представить этапы эволюции учений об одаренности;
-изложить современные иссле¬дования изучения феномена одаренно-сти.
Предмет исследования :  интеллектуальная одаренность.
Объект исследования: исторические аспекты изучения одаренности.
Теоретической базой послужили работы известного психолога, доктора психологических наук, Н.Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Также: Венгера Л.А., Выготского Л.С., Доровского А.И.,Крутецкого В.А., Лейтес Н.С., Матюшкина А.М, Петренко А.А., Савенкова А.И.  и др.
 

1.    Проблема одаренности: психологический аспект

Одаренность можно представить как дар от природы, заключенный в функциональных состояниях души и свойствах мозговой деятельности, выраженных в задатках памяти, воли и темперамента, которые управляются интуицией. Задача же системы образования в рамках повышения эффективности психолого-педагогического воздействия педагога заключена в создании и поддержании условий для формирования данных способностей студента с целью его развития как компетентного специалиста-профессионала.
В настоящее время проявляется повышенный интерес ученых, психологов-практиков, педагогов к детям, имеющим отклонения выше или ниже от среднестатистического уровня развития. К категории одаренных относят детей с развитыми способностями в одной или нескольких областях знания. Для них организуют конкурсы, участие в различных конференциях, школы молодых ученых.
В подавляющем большинстве многих детей по ряду причин трудно причислить к данной категории. При выявлении одаренных детей необходимо учитывать дифференцированный, индивидуальный подход. И в данном случае необходимо ставить вопрос о том, решается ли данная проблема в естественной связи с психофизиологическими особенностями развития памяти. Проблема одаренности в познавательной деятельности видится в исследовании ее взаимосвязи с развитием различных видов человеческой памяти ному периоду.
На способности человека к запоминанию, сохранению, воспроизведению информации зиждется активность сознания в его целеполагающей, ориентировочной деятельности, основывается устойчивость познавательного интереса. Эта устойчивость является одним из проявлений одаренности.
Память является основой одаренности, однако необходимы и другие качества психической деятельности индивида, такие как воля, восприятие, мышление и др.
Человек, являясь и природным, биологическим существом, индивидом, и личностью, наделенной активным сознанием, осуществляющим свою целеполагающую деятельность в системе исторически сложившейся культуры, традиций, норм и ценностей общества, на протяжении своего развития познает окружающий мир посредством «ориентировочной деятельности». Раскрывая данное понятие, П.Я. Гальперин определяет, что она «...заключается в том, что субъект производит обследование ситуации, содержащей в себе элемент новизны, подтверждает или изменяет смысловые и функциональные значения ее объектов, примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или подновленный путь; далее, в процессе исполнения, приходится активно регулировать ход действий по этим несколько измененным и, следовательно, несколько обновленным, но условно еще не закрепленным значениям объектов» [2, c. 133].
В этом случае необходимо отметить, что ориентировочная деятельность включает не только интеллектуальную сторону от восприятия до мышления, но к ней следует относить и чувственную сторону, и волевую, то есть она содержит весь спектр психических явлений, процессов и свойств индивида.
Ориентировочная деятельность весьма широка в своем смысловом содержании и интересна в данном исследовании тем, что включает в себя познавательную, которую можно рассматривать как одну из ее форм, и ключевую в проблеме памяти. Однако «все формы психической деятельности, а не только познавательные, интеллектуальные, представляют собой различные формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях. Эти различные формы возникают потому, что существенно различны обстоятельства, в которых оказывается субъект, различны встающие перед ним задачи и средства, с помощью которых решаются эти задачи.
 С психологической стороны активная ориентировка характеризует все формы душевной деятельности: они представляют собой разные формы ориентировки субъекта в различных жизненных ситуациях» [2, c. 138]
В данном контексте следует подчеркнуть активную ориентировку и активное сознание субъекта в деятельности, благодаря чему он может, реагируя на изменение жизненных ситуаций, осуществлять «селективный» выбор, в котором значительная роль принадлежит памяти. Она является одним из удивительных и уникальных свойств человеческого сознания. Память обеспечивает непрерывность психической жизни человека и его развитие: оставаясь внутренне самим собой, он связывает накопленный опыт прошлого с настоящим. В ходе познания он переносит (проецирует) накопленные знания, полученные в рамках любых форм обучения, в будущее.
 

2.    Эволюция учений об одаренности

История психологических учений об одаренности неотделима от общей истории психологии. Как известно, до того времени, как психология приобрела статус самостоятельной науки, психологическое знание в целом и представления об одаренности в частности интенсивно развивались в лоне других наук, накапливались они и в разных сферах человеческой деятельности.
Так учение о божественном происхождении гения зародилось в философии и богословии. Биология и медицина, исследуя материальный субстрат психики — мозг, искали собственные объяснения факту индивидуальных различий в способностях. Социальная практика, вынужденная решать задачи образования и кадрового отбора, также стимулировала изучение этих вопросов и поставляла большой эмпирический материал для их осмысления.
Эти три линии и составили в конечном итоге относительно единый блок знаний, постепенно открывающий дверь в непознанное. В разные времена в науке и обыденном сознании доминировала то одна, то другая линия. Так долгое время преимущественное право объяснять существо гениальности и одаренности принадлежало философии и богословию. Только к середине ХIХ века начинает доминировать подход, строящийся на приоритете генетически наследуемых различий. Все это время в социально-педагогической практике утверждалась мысль, что не столько образование зависит от индивидуальных различий, сколько эти различия есть плод образования.
Изучение эволюции представлений об одаренности проливает свет не только на понимание современных подходов, но и в значительной мере указывает на возможные тупиковые пути решения проблем. Необходимость анализа истории вопроса диктуется логикой изучения психических явлений. Рассмотрение проблемы одаренности связано с несколькими обстоятельствами:
– сама эволюция взглядов исследователей интересна и поучительна; не рассмотрев концепций прошлого, невозможно понять современное состояние проблемы;
– концепции одаренности, разработанные разными учеными в разные времена, продолжают использоваться как в прикладных исследованиях, так и на уровне образовательной практики.
Наблюдения, свидетельствующие о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.
.........................................................
Одной из первых попыток глубокого психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения - Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной: службе особо одаренных людей. Его работа была одним из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи - изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора.
Х.Уарте ставит в своей работе четыре вопроса, основных, по его мнению, в данной проблеме: какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не, способным к другой; какие виды дарований имеются в человеческом роде; какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности; по каким признакам можно узнать соответствующее дарование. Анализ способностей в теории Х.Уарте сопоставлялся с темпераментом и различиях в сферах деятельности, требующих определенных, соответствующих им дарований. В качестве основных способностей он выделял фантазию (воображение), память и интеллект.
Х.Уарте подчеркивал зависимость таланта от природы, однако это, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых.. Х.Уарте высказывал мысль о необходимости создания государственной системы профессионального отбора. Он писал о том, что для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит.
Особый интерес представляет предложенный Х.Уарте подход к методике диагностики одаренности. Он предлагал оценивать латентную (потенциальную) одаренность по внешним признакам (формы частей лица, характер волос и др.). Впоследствии эта ветвь диагностики была признана в психологии тупиковой и на протяжении всего XX в. вызывала лишь усмешки ученых. Эпоху Возрождения сменил период классицизма. В это время все активнее обсуждался вопрос о происхождении гениальности. Разногласия возникали по поводу того, является ли какой-либо художественный талант (живописный, поэтический и др.) даром божественным или он имеет земное происхождение. Русский философ, поэт В.Тредиаковский отмечал, что мудрые люди «начало поэзии сводят с неба», утверждая, что она влита в человеческий разум от Бога, «а сие всеконечно есть праведно».
Учения, посвященные проблемам гениальности, во второй половине XIX века постепенно вытесняются исследованиями психологии одаренности. Развитие биологии (Ч. Дарвин, Т. Гексли и др.), экспериментальные и теоретические исследования проблем наследования таланта, в первую очередь работы Френсиса Гальтона, образно говоря, «сводят данную проблему с небес на землю», доказывая вполне земное происхождение незаурядных способностей выдающихся людей. На смену термину — «гений», многие века доминировавшему в философии, оформляющаяся в самостоятельную область научного знания психология, вводит термин — одаренность.
........................................................
Основные положения теории Ч. Дарвина:
Организмы дают многочисленное потомство, намного превосходящее по численности популяцию родителей.
Особи в пределах популяции обладают широкой вариабельностью по физическим и поведенческим качествам.
Вследствие этого некоторые из них окажутся более приспособленными к выживанию и размножению, тогда как у других эти способности будут снижены.
Из-за преимуществ в выживании и размножении особей с определенными характеристиками эти адаптивные черты будут проявляться в каждом следующем поколении все чаще и чаще.
Очевидно, что в результате естественного отбора определенное количество изменений в популяции может привести к ее изолированному (от других популяций) размножению. Это и есть образование новых видов.
В своей знаменитой книге «Наследственность таланта; ее законы и последствия» ученый пишет: «...Я намереваюсь показать, что природные способности человека являются у него путем унаследования при таких же точно ограничениях, как и внешняя форма и физические признаки во всем органическом мире» [3; c.39].
В качестве доказательства он проводит статистический анализ биографических фактов представителей английской социальной элиты. Им обследовано 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений лежит, по его утверждению, в самом человеке и передается биологическим путем из поколения в поколение. Он приводит сведения, согласно которым на каждые десять знаменитых людей, имеющих выдающихся родственников, приходится три четыре выдающихся отца, четыре или пять выдающихся братьев и пять или шесть выдающихся сыновей.
......................................................
Поиски в этом направлении привели к тому, что Ф. Гальтон стал одним из основателей дифференциальной психологии. Объектом ее изучения, выступали большие массы людей, а основным методом — вариационная статистика. В результате был определен характер отклонений от некой условно средней величины, при этом было отмечено, что чем больше отклонение, тем реже оно встречается. Особенно важно то, что всему этому было найдено точное математическое выражение. Ф. Гальтон первым заговорил о том, что по «закону нормального распределения» (Гаусса-Лапласа) божественная мудрость все уравновешивает, как в мире биологическом, так и в мире интеллектуальном. Придерживаясь этой точки зрения, он отмечает, что если интеллект нормального человека принять за 100 условных единиц, то «полный идиот» будет иметь 0, а гений — 200. Позже эти цифры вошли в формулу расчета коэффициента интеллекта (itelligensce quotient, сокращенно — «IQ»), предложенную в 1912 году известным немецким психологом Вильямом Штерном [1; c.104]. Но если, по мнению некоторых представителей дифференциальной психологии, эти отклонения от условной нормы детерминированы «игрой случая», то, по убеждению сторонника дарвинизма Ф. Гальтона, они строго регламентированы законами наследственности.
Таким образом, в психологии, под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина возникает новое направление. Один из основных его постулатов — принцип приспособления к среде, предполагающий действие механизма естественного отбора, который направляет механизм наследственности. Приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих вид. Ф. Гальтоном впервые выдвигается положение о том, что индивидуальные различия психологического порядка подобно физиологическим различиям могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности [4; c.59].
Дальнейшая разработка этого направления привела Ф. Гальтона к заключению о необходимости искусственного поддерживания и даже совершенствования интеллектуального потенциала в человеческом сообществе. Для этого «естественный отбор» в человеческом сообществе, должен, по его утверждению, уступить место отбору искусственному. Иначе говоря, людям следует упорядочить собственное размножение. Ф. Гальтон прямо заявлял, о том, что, со времен Афинской цивилизации человечество деградирует, вырождаясь из-за беспорядочного размножения. Человеческому виду, считал он, следует заняться своим улучшением и для этого искусственно поддерживать воспроизводство людей, обладающих желательными качествами и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых и т.п.
Порожденная им отрасль знаний, служащая научным фундаментом решения социальных проблем, получила название — «евгеника» (от греческого — «рождение лучших»). Специалисты в области биологии подчеркивают, что «евгеника» не тождественна медицинской генетике. Основная задача генетики - изучение механизмов наследования, в то время как евгеника рассматривает в первую очередь проблемы искусственной селекции применительно к человеку.
Приемы вариационной статистики, разрабатываемые в это время учеными, в том числе и Ф. Гальтоном, вооружили психологию важным методологическим средством. Наиболее перспективным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Он позволял сделать заключение о величине, а также о степени случайности связи между двумя различными характеристиками, например, между уровнем интеллекта и академической успеваемостью, между особенностями внешнего облика и уровнем развития интеллекта и др. Этот метод был усовершенствован английским математиком Карлом Пирсоном. Результатом нововведений стал факторный анализ. Он получил большое распространение в психологии одаренности и творчества ХХ века.
....................................
И при жизни и после нее в оппонентах у Ф. Гальтона недостатка не было, но какой бы критике ни подвергали его теорию, практически все исследователи признавали его приоритет в деле «очеловечивания природы гения». Главной причиной величайших духовных свершений после Ф. Гальтона и в значительной степени благодаря ему признавалось уже не какое-то высшее существо, не слепая судьба, а способности, которые можно научно, в том числе и экспериментально, исследовать, прогнозировать, целенаправленно развивать. Работы таких известных ученых, как А. Бине, В. Вунд, Э. Клапаред, И.Г. Россолимо, Ч. Спирмен, Л. Термен, Э. Торндайк, В. Штерн имеют корни в исследованиях Ф. Гальтона.
Сегодня сосуществуют социально-образовательные практики, моделируемые на основе самых разных, в том числе и давно отвергнутых психологической теорией концепций. Устаревшие представления, будучи опровергнуты или уточнены, абсолютно безвредны как теоретические построения. Но как социально-образовательные практики они чрезвычайно опасны. Старые концепции не просто вводят специалистов в заблуждение, они влияют на судьбы детей, — а это уже совершенно неприемлемо.
 

3.    Современные иссле¬дования изучения феномена одаренно¬сти

Отметим, что в современных иссле¬дованиях изучение феномена одаренно¬сти не ограничивается обоснованием его сущности и природы: особое значение учеными придается изучению и раскры¬тию основных характеристик и показате¬лей одаренности.
Придерживаясь классического в пси¬хологии определения одаренности,  Н.С. Лейтес отмечает, что в признаках одаренности выступает целостная лич¬ность с ее не только умственными, но и эмоциональными, а также волевыми свойствами [5; c.69]. Согласно основным поло¬жениям концепции А.М. Матюшкина [6; c.81], одаренность характеризуется интеграль¬ностью и включает познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы. Основными структурными ком¬понентами одаренности он считает до¬минирующую роль познавательной мо¬тивации, исследовательскую активность, возможность достижения оригинальных, нестандартных решений, способность к созданию идеальных эталонов, обеспе¬чивающих высокие эстетические, нрав¬ственные, интеллектуальные оценки.
....................................................
3. Мотивация характеризует сово¬купность воздействий на личность, по¬буждающих ее к деятельности по до¬стижению определенных целей. По дан¬ным многочисленных исследований, мотивационно-потребностная сфера име¬ет иерархическую структуру. Одни моти¬вы занимают относительно устойчивое доминирующее место, другие — подчи¬ненное. Одаренная личность характери¬зуется тем, что в основе ее творческой де-ятельности, вне зависимости от предмет¬ной ориентации (научная, художествен¬ная, коммуникативная, спортивная и др.), лежат мотивы, интересы, потребно¬сти, непосредственно связанные с содер¬жанием деятельности [11; c.39]. При этом они за¬нимают в мотивационно-потребностной сфере лидирующую позицию.
Более того, как утверждает современ¬ная наука, ключевой характеристикой личностного потенциала (одаренности) являются не интеллект или креативность и даже не их особое сочетание, а именно мотивация. Ряд исследований свидетель¬ствует о том, что люди, изначально ме¬нее способные по уровню развития ин¬теллекта и креативности, но целенаправ¬ленно решающие собственную, личност¬но значимую задачу, оказываются более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.
.............................
Таким образом, современная наука (А.И. Грабовский, В.И. Панов, Л. Пасечник, А.А. Петренко и др.), однозначно со¬глашаясь с многообразием видов одарен¬ности, предлагает следующие их класси¬фикации [15; c.96]:
• по отношению к видам деятельно¬сти выделяют одаренность в ремес¬лах, в спорте, в организации (практи¬ческая деятельность), интеллектуаль¬ную одаренность (познавательная де¬ятельность), музыкальную, изобра¬зительную, хореографическую, сце¬ническую, литературно-поэтическую одаренность (художественно-эстетическая деятельность), лидерскую и ат¬трактивную одаренность (коммуникативная деятельность), одаренность в создании духовных ценностей (духовно-ценностная деятельность);
• по охвату видов деятельности выде¬ляют специальную (обеспечивающую успех в определенной деятельности) и общую (умственную, обеспечиваю¬щую успешность освоения широкого круга деятельности) одаренность;
• по степени сформированности одарен¬ности дифференцируют актуальную (наличие высоких способностей для эффективного выполнения деятельно¬сти) и потенциальную (еще не сформи¬ровавшаяся система способностей, ко¬торая может проявиться лишь при бла¬гоприятных условиях) одаренность;
• по уровням одаренности различают исключительную и обычную («высо¬кая норма») одаренность;
• по формам проявления выделяют яв¬ную (проявляется ярко и отчетливо) и скрытую одаренность (внешне прояв¬ляется крайне слабо, что не всегда по¬зволяет распознать у ребенка наличие повышенных возможностей);
• исходя из особенностей возрастного развития одаренных детей выделяют раннюю (дети «вундеркинды») и позд¬нюю одаренность;
• по типу развития одаренных детей де¬лят на детей с гармоничным и дисгар¬моничным (имеет место неравномер¬ность развития психических сфер) раз¬витием и др.
Наиболее широко используемая в настоящее время и ставшая с неко-торых пор традиционной, является практико-ориентированная классифи-кация детской одаренности, связанная с деятельностной сферой проявления способностей ребенка. В соответствии с ней выделяют следующие виды детской одаренности [17; c.39]:
• интеллектуальная, при которой ре¬бенок проявляет незаурядные ум-ственные способности вообще, либо в какой-то отдельной области знания;
• академическая, при которой дети де¬монстрируют блестящие успехи в уче¬бе в целом, или в усвоении знаний от¬дельных областей;
• художественная, которая проявляется в высоких достижениях в музыке, тан¬це, живописи, скульптуре, артистиче¬ской деятельности;
• лидерская, которая характеризует¬ся способностью взаимодействовать с людьми, организовывать их и руково¬дить ими;
• спортивная, при которой ребенок доби¬вается значительных успехов в спорте.
Таким образом, несмотря на повышен¬ный интерес ученых и практических ра¬ботников к детской одаренности, кото¬рая проявляется в динамичном, непре¬рывном, целенаправленном, системном и корректируемом процессе личностного развития ребенка, тем не менее, к насто¬ящему времени данный феномен нужда¬ется в глубоком комплексном исследова¬нии, расширении опыта продуктивной поддержки и развития детей с повышен¬ными способностями.
 

Заключение

Итак, развитие одаренности осуществляется в экзистенциально-маргинальных для личности условиях и ускоряется в проблемно-конфликтных для ее интеллекта ситуациях. Именно в конструктивном преодолении экзистенциальной маргинальности и в продуктивном разрешении проблемно-конфликтных ситуаций состоит значение личностной и интеллектуальной рефлексии для творческого развития одаренности. Учет этого необходим при разработке диагностических средств и обучающих программ развития одаренных учащихся, так как соотношение у них различных форм интеллектуальной и личностной рефлексии наиболее значимо для развития творческих способностей, реализуемых в последующей профессиональной деятельности. Оценка роли рефлексии в творческом развитии одаренности учащихся проводится в рамках рефлексивно-акмеологического подхода к творческой одаренности опирающегося на классическую и современную психологию и педагогику.
Результаты исследований специалистов на протяжении всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как об интегральном, суммарном личностном свойстве. В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью.
...............................................
Для того чтобы рассмотреть проблему развития общих и специальных способностей, можно применить популярный в биологии и практически не используемый в психологии научный прием - метод модельных систем.
Раскрывая природу одаренности на уровне теории, эволюция изучения, как и любая другая концепция, все же не позволяет увидеть некоторые частные особенности, характерные для одаренных детей. Концепция обычно очерчивает только главные, наиболее крупные звенья системы.
 
 

Список литературы

1.    Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/ А. Адлер. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 2005. -207 с.
2.    Александрова, М.Д. Социально-психологическая геронтология/ М.Д. Александрова. – Л.: Из-во Ленинградского университета, 2004.
3.    Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
4.    Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002.
5.    Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. —М.: МИОО, 2005.
6.    Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения). – М.: Новая школа, 1995. – 61 с.
7.    Выготский Л.С. Проблемы разви¬тия психики. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
8.    Доровской А.И. В классе – ода¬ренные дети: как с ними работать // Народное образование. 2010. № 5. С. 202–211.
9.    Крутецкий В.А. Основы педагоги¬ческой психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 391 с.
10.    Лейтес Н.С. Способности и ода¬ренность в детские годы. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
11.    Матюшкин А.М. Концепция твор¬ческой одаренности // Вопросы психоло¬гии. 2009. № 6. С. 29–33.
12.    Петренко А.А. Концепция разви¬тия одаренных детей в муниципальном образовательном учреждении инноваци-онного типа // Инновации в образовании. 2007. № 2. С. 56–64.
13.    Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
14.    Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская (ответственный ре¬дактор), В.Д. Шадриков (научный редактор), Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин и др. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2003. – 68 с.
15.    Рензулли Дж. Модель обогащаю¬щего школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1997. С. 214–241.
16.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –М., 2008.
17.    Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. посо¬бие для студ. высш. учеб, заведений. М., 2009.
18.    Савенков А.И. Ваш ребенок та¬лантлив: Детская одаренность и домаш¬нее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 352 с.
19.    Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. посо¬бие для студ. высш. учеб, заведений. -М., 2008.
  

Категория: Работы по психологии | Добавил: Анастасия (12.10.2012)
Просмотров: 9569 | Теги: история, одаренность, реферат, Психология | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
Рекламное место свободно!
По вопросам добавления рекламы
обращаться к администрации сайта.